Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




Формирование социокультурной среды

и организация творческой деятельности обучающихся.

Мочалова Марина Владимировна

Учитель – логопед МБОУ «СШ № 6»

E–mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.">Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Педагогические основы социального развития пытались раскрыть многие педагоги. Наиболее полно можно рассматривать социализацию в триединстве ее проявления: адаптация к социальному миру; принятие социального мира как данности; способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир, самого себя.

Современная школа - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Начало систематического обучения ребенка в школе  связано с изменением  социальной ситуации,  социального статуса,  а также  изменением ведущей деятельности.

Образование находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены, которые ставят образовательные учреждения перед множеством сложных проблем.

Методологическая основа стандартов второго поколения сводится к следующей модели:

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую, ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю таким образом… (формирование мировоззрения)

Из всего выше сказанного можно вывести одну из задач современной школы – всестороннее развитие и формирование способностей ребенка в новой социокультурной среде.

Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовывать свои способности. Ещё В.А. Сухомлинский считал, что "основой основ воспитания является стремление и умение педагога "подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту "золотую жилку", от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки".

Обучающийся может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды (семья, друзья, образовательное учреждение) в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения.

Современный педагог должен учитывать влияние среды на развитие личности. Большую часть времени ребенок проводит в школе. Поэтому социокультурная среда, обеспечивающая эффективное развитие личности ребенка, должна характеризоваться:

- относительной стабильностью и устойчивостью,

- связью, взаимодействием, непротиворечивостью различных дополняющих друг друга и взаимнокомпенсирующих пространств, в которых протекает жизнь ребенка;

- побудительным, а не запрещающим характером регламентации жизни; осмысленностью всех видов деятельности, в которые включается ребенок;

- «творимостью» среды ребенком как условием его самореализации, воплощения себя во внешнем мире;

- достаточным богатством, разнообразием различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих возможность найти свою социокультурную нишу;

- направленностью на общекультурные нормы и ценности, воспринимаемые ребенком как нечто само собой разумеющееся, являющееся необходимым условием.

Поэтому одним из важнейших компонентов становится социальный, который определяется формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы выполнялись следующие условия: учитель и ученик — единый полисубъект развития; наличие между учителем и учениками отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределенной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых в школе коммуникацией.

Исследователями доказано и позитивное, и негативное воздействие среды на человеческую личность. Поскольку ребенок - это формирующаяся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его личностного развития. Полноценное и эффективное развитие ребёнка возможно только в специально созданной предметно-развивающей среде.

Не следует забывать: все, что окружает ребенка, – это среда, в которую входят все виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.  Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития.

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Моделируя этот процесс, необходимо планировать возможные варианты выстраивания взаимодействия с обучающимися. При этом варьируются ведущие методы: от объяснительно-иллюстративных до проблемных. Учитывается уровень сформированности социокультурной среды, готовности обучающихся к самостоятельной работе. Предполагается, что в процессе формирования будут появляться ситуации «перехода» из одной формы взаимодействия в другую. Эти ситуации должны моделироваться педагогом. Моделируя свои действия, педагог определяет, каким образом содействовать обучающимся в становлении их как субъектов образовательной среды. Моделируя действия обучающихся, педагог учитывает уровень их субъектности, рефлексивных способностей и, в зависимости от этого, определяет форму взаимодействия. При этом учитывается, что взаимодействие происходит в самоорганизованной образовательной среде.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, в его становлении в социуме.

Созданная среда вызывает у детей эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

В пространстве социокультурной среды действует множество инициативно-творческих образований, т.к. социальное развитие ребенка связано с основными этапами его творческого роста в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней возможности изменяются в соответствии с осознанием ребенком себя как личности. Определяющие составляющие этого процесса заложены не в каких-то одних потенциалах, а в их совокупности, включающей деятельность, культуру, индивидуальность и духовный мир личности. Эти исходные положения помогут нам выявить совокупность социально-педагогических факторов, которые определяются механизмами творческого развития.

Творческое мышление развивается в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем. Ситуации затруднения предполагают возникновение у обучающихся таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, отражающихся в формировании суждения, понятия, умозаключения.

Различные отношения, определяемые социокультурной средой, включают в себя широкий спектр контактов с социальным миром, природой, сферой искусств, отношения в пространстве ближайшего социального окружения. Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности ребенка через психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, актуализацию и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы.

Личностные факторы в процессе творчества приобретают характер стимулов к продвижению вперед и становятся первостепенными.

Но не следует забывать, что на ребенка накладывается отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой вращаешься, общий язык, следование примерам, взглядам и манерам накладывает свой отпечаток. Для перехода к продуктивно-творческой деятельности необходима творческая полноценность среды, обогащение ее располагающими к творчеству элементами, коррекция межличностных отношений, что целиком и полностью зависит от соответствующих социально-педагогических условий. Таким образом, для творческого роста ребенка имеет значение цивилизованность, креативность среды, насыщенность материальными условиями (предметно – развивающая среда), разнообразие качественных линий развития.

В творческой деятельности с учащимися школы следует использовать разнообразные методы, способы и формы творческой работы, при этом эти формы работы могут быть эффективными как при использовании на уроках, так и во внеклассной и проектной деятельности с детьми.

Взаимозависимость качества социокультурной среды и качества образования просматривается в педагогике как причинно-следственная связь, где первое является условием достижения второго. Это дает основание утверждать, что процесс формирования социокультурной среды присущ процессу образования, качество первого отражается в качестве второго.

Таким образом, перед российской школой сейчас стоит задача проектирования особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойди смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний-умений-навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся

Для реализации этих целей необходимо осуществлять постоянный мониторинг состояния образовательной среды и в зависимости от его результатов вносить изменения в учебный процесс.

Как было сказано выше, насыщение образовательной среды необходимыми ресурсами должно сочетаться с личностно-ориентированным подходом, реализуемым и в обучении, и во внеучебной работе (в частности, в рамках психологической поддержки образовательной среды) через внедрение системы инновационных образовательных и развивающих программ.


Литература

  1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе. 2005, № 5.

  2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ. 2003.

  3. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Академия. 2001.

  4. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.,1974.

  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев. А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998.

  6. Создание развивающей образовательной среды начальной школы как интегративный результат выполнения требований ФГОС начального общего образования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования: Методические рекомендации /А. Г. Пачи


Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика