Мир игр - особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом сверстники. Вместе легче и ракету запустить, и пожар потушить, и дом построить.
Игра помогает детям почувствовать себя сильными, ловкими, смелыми, умными, большими. В игре можно стать врачом, учителем, рабочим, шофером, космонавтом, пастухом, артиллеристом, художником или певцом.
В игре время течет необычайно быстро, действия сокращены и все «понарошку», но почти как на самом деле. Можно потереть руки под наклоненной веткой березы - и они «вымыты». Или просто сказать: «Ну, вот я и вымыл руки, переоделся, теперь сяду за стол». И для всех играющих ясно, что человек уже действительно переоделся.
В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми рекомендуется проведение разных игр.
Знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом задача логопеда сегодня.
Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру»
Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Н. К. Крупская подчеркивала, что « для ребят игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них- серьезная форма воспитания.»
А. С. Макаренко говорил: « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь-это игра.»
К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: « Для дитяти игра- действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».
Известный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: « Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость- залог здоровья».
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: « Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».
Дети-логопаты отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.
Со стороны умственного развития мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.
Cила и частота фиксированности (можно сказать болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение.
Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. Они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.
Своеобразно поведение в игре детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушки из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.
У заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.
Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе:
-
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
-
При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
Существенные проблемы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья связаны с системным недоразвитием всех компонентов речи. Недостаточное восприятие и дифференция фонем вследствие фонетико-фонематического недоразвития создают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений, отклонения от норм родного языка ( нарушение согласования, управления, ) , присущие данной категории учащихся, приводят к затруднениям как в понимании обращенной речи, так и в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Особенности развития таких учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции речи специальных приемов и дидактических игр.
Дидактические игры – это обучающие игры. Они имеют игровой сюжет , ряд игровых действий и обязательно правила. Дидактические игры относятся к играм с правилами. Правила дидактической игры устанавливаются не детьми, а взрослыми. Многие дидактические игры проходят с игрушками, но большей частью это игры словесного характера или с применением не игровых предметов.
Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.
Мы, логопеды, используем в речи термин “ логопедические игры» и делим их в зависимости от задач, которые с помощью игр решаем:
1) игры на развитие слухового внимания;
2) игры на развитие речевого слуха;
3) игры на развитие фонематического слуха;
4) игры на развитие артикуляционной моторики;
5) игры на развитие физиологического дыхания;
6) игры на развитие речевого дыхания;
7) игры на развитие голоса;
8) игры на развитие мелкой моторики;
9) игры для развития восприятия образа буквы;
10) игры для формирования правильного произношения;
11) игры для автоматизации звуков;
12) игры для дифференциации звуков;
13) игры для коррекции ошибок на уровне слога;
14) игры для коррекции ошибок на уровне слова;
15) игры для коррекции ошибок на уровне словосочетания;
16) игры для коррекции ошибок на уровне предложения;
17) игры для коррекции ошибок на уровне связного текста и др.
Я работаю в школе VIII вида. Остановимся на играх, используемых в работе над предложением.
У детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения как мыслительной, так и лексико-грамматической основы построения предложения. Сформированность предложений в речи учащихся - это критерий определенного уровня развития их мышления и владения грамматическими средствами языка.
Основными задачами работы в этом направлении являются:
1) коррекция имеющихся у учащихся недостатков построения предложений; 2) выработка умения четко выражать свою мысль, правильно используя для этой цели грамматические средства.
Последовательность упражнений для закрепления навыка в составлении предложений может быть следующей: 1 -2 классы:
1) ответы на вопросы учителя, предлагаемые в связи с деятельностью детей, впечатлениями от экскурсий, игры, рассматривания картинок;
2) самостоятельное составление предложений по заданию учителя на основе наглядно-практической деятельности, с использованием прошлого опыта детей;
3) выбор предложений из текста по заданию учителя;
4) замена слов в предложении в зависимости от изменения демонстрационного материала;
5) заканчивание предложений по смыслу;
6) составление предложений из слов, данных вразбивку.
C 3 класса:
1) изменение формы слова в различном контексте;
2) правильное употребление глагольных форм;
3) использование предложных конструкций.
С 4 класса:
1) составление предложений на тему, данную учителем;
2) заканчивание предложений;
3) включение в предложение новых слов по заданию учителя;
4) работа с деформированным предложением;
5) распространение предложений;
6) заканчивание предложений по вопросу, по смыслу;
7) расчленение сплошного текста на предложения;
8) составление предложений из слов, данных вразбивку в начальной форме;
9) подбор нужного подлежащего или сказуемого;
10) сочетание слов различными способами ( согласованием, управлением, примыканием).
С 5 класса:
1) построение простого предложения с однородными членами, связанными по типу перечисления.
С 6 класса:
1) построение простого предложения с однородными членами, связанными по типу противопоставления и сопоставления.
В старших классах рекомендуются следующие виды упражнений:
1) составление предложений, различных по интонации;
2) распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы (например, прилагательного);
3) выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных, простых предложений, их дифференциация;
4) составление предложений определенной конструкции ( ее характеристика дается в задании учителя);
5) составление предложений с определенными грамматическими формами; 6) реконструкция предложений путем замены одной грамматической формы на другую;
7) работа с деформированными предложениями, где слова даны в исходной форме, в объеме 8-12 лексических единиц.
Использование игр способствует развитию операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.
Игра- способ подготовки детей к взрослой жизни.
Игра- радость, удовольствие.
Так давайте же дарить радость детям, чтоб они и мы получали удовольствие!
Предлагаю посмотреть видеоролик о моём использовании игр в работе с детьми.