Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




Мир игр - особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом сверстники. Вместе легче и ракету запустить, и пожар потушить, и дом построить.

Игра помогает детям почувствовать себя сильными, ловкими, смелыми, умными, большими. В игре можно стать врачом, учителем, рабочим, шофером, космонавтом, пастухом, артиллеристом, художником или певцом.

В игре время течет необычайно быстро, действия сокращены и все «понарошку», но почти как на самом деле. Можно потереть руки под наклоненной веткой березы - и они «вымыты». Или просто сказать: «Ну, вот я и вымыл руки, переоделся, теперь сяду за стол». И для всех играющих ясно, что человек уже действительно переоделся.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми рекомендуется проведение разных игр.

Знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом задача логопеда сегодня.

Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: « А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру»

Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Н. К. Крупская подчеркивала, что « для ребят игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них- серьезная форма воспитания.»

А. С. Макаренко говорил: « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь-это игра.»

К. Д. Ушинский так объяснял интерес детей к игре: « Для дитяти игра- действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов».

Известный врач и педагог Е. А. Аркин говорил: « Никогда игра не предъявляет ребенку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость- залог здоровья».

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: « Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Дети-логопаты отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Со стороны умственного развития мы наблюдаем иногда довольно значительное отставание.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр.

Cила и частота фиксированности (можно сказать болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива, и в конечном итоге все эти отношения обуславливают его поступки, поведение.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. Они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого игрового характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушки из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

У заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игры. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед логопедом в его работе:

  1. Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значимости в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

  2. При проведении игры логопеду необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Существенные проблемы в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья связаны с системным недоразвитием всех компонентов речи. Недостаточное восприятие и дифференция фонем вследствие фонетико-фонематического недоразвития создают трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. Бедность и недостаточная дифференцированность значений слов, примитивное построение конструкций предложений, отклонения от норм родного языка ( нарушение согласования, управления, ) , присущие данной категории учащихся, приводят к затруднениям как в понимании обращенной речи, так и в выражении собственного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Особенности развития таких учащихся вызывают необходимость применения в обучении для коррекции речи специальных приемов и дидактических игр.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они имеют игровой сюжет , ряд игровых действий и обязательно правила. Дидактические игры относятся к играм с правилами. Правила дидактической игры устанавливаются не детьми, а взрослыми. Многие дидактические игры проходят с игрушками, но большей частью это игры словесного характера или с применением не игровых предметов.

Игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Мы, логопеды, используем в речи термин “ логопедические игры» и делим их в зависимости от задач, которые с помощью игр решаем:

1) игры на развитие слухового внимания;

2) игры на развитие речевого слуха;

3) игры на развитие фонематического слуха;

4) игры на развитие артикуляционной моторики;

5) игры на развитие физиологического дыхания;

6) игры на развитие речевого дыхания;

7) игры на развитие голоса;

8) игры на развитие мелкой моторики;

9) игры для развития восприятия образа буквы;

10) игры для формирования правильного произношения;

11) игры для автоматизации звуков;

12) игры для дифференциации звуков;

13) игры для коррекции ошибок на уровне слога;

14) игры для коррекции ошибок на уровне слова;

15) игры для коррекции ошибок на уровне словосочетания;

16) игры для коррекции ошибок на уровне предложения;

17) игры для коррекции ошибок на уровне связного текста и др.

Я работаю в школе VIII вида. Остановимся на играх, используемых в работе над предложением.

У детей с ограниченными возможностями наблюдаются нарушения как мыслительной, так и лексико-грамматической основы построения предложения. Сформированность предложений в речи учащихся - это критерий определенного уровня развития их мышления и владения грамматическими средствами языка.

Основными задачами работы в этом направлении являются:

1) коррекция имеющихся у учащихся недостатков построения предложений; 2) выработка умения четко выражать свою мысль, правильно используя для этой цели грамматические средства.

Последовательность упражнений для закрепления навыка в составлении предложений может быть следующей: 1 -2 классы:

1) ответы на вопросы учителя, предлагаемые в связи с деятельностью детей, впечатлениями от экскурсий, игры, рассматривания картинок;

2) самостоятельное составление предложений по заданию учителя на основе наглядно-практической деятельности, с использованием прошлого опыта детей;

3) выбор предложений из текста по заданию учителя;

4) замена слов в предложении в зависимости от изменения демонстрационного материала;

5) заканчивание предложений по смыслу;

6) составление предложений из слов, данных вразбивку.

C 3 класса:

1) изменение формы слова в различном контексте;

2) правильное употребление глагольных форм;

3) использование предложных конструкций.

С 4 класса:

1) составление предложений на тему, данную учителем;

2) заканчивание предложений;

3) включение в предложение новых слов по заданию учителя;

4) работа с деформированным предложением;

5) распространение предложений;

6) заканчивание предложений по вопросу, по смыслу;

7) расчленение сплошного текста на предложения;

8) составление предложений из слов, данных вразбивку в начальной форме;

9) подбор нужного подлежащего или сказуемого;

10) сочетание слов различными способами ( согласованием, управлением, примыканием).

С 5 класса:

1) построение простого предложения с однородными членами, связанными по типу перечисления.

С 6 класса:

1) построение простого предложения с однородными членами, связанными по типу противопоставления и сопоставления.

В старших классах рекомендуются следующие виды упражнений:

1) составление предложений, различных по интонации;

2) распространение предложений путем введения нескольких слов одной грамматической формы (например, прилагательного);

3) выделение в тексте предложений с однородными членами, сложных, простых предложений, их дифференциация;

4) составление предложений определенной конструкции ( ее характеристика дается в задании учителя);

5) составление предложений с определенными грамматическими формами; 6) реконструкция предложений путем замены одной грамматической формы на другую;

7) работа с деформированными предложениями, где слова даны в исходной форме, в объеме 8-12 лексических единиц.

Использование игр способствует развитию операций анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и усвоении им учебного материала.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой.

Игра- способ подготовки детей к взрослой жизни.

Игра- радость, удовольствие.

Так давайте же дарить радость детям, чтоб они и мы получали удовольствие!

Предлагаю посмотреть видеоролик о моём использовании игр в работе с детьми.


Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика