Печать
Категория: Учитель-логопед Мочалова М.В.
Просмотров: 223

Как научить ребенка правильно говорить: советы учителя-логопеда родителям


-
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому с первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Нельзя произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.). Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу.

- Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

- Дефекты звукопроизношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. В таких случаях необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

- Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

- В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки. Не повторяйте искаженное ребенком слово, а дайте правильный образец. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.

- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.

- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

- Некоторые нарушения детской речи возможно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Помните это, не забывайте своевременно обращаться к специалистам.