Духовно-нравственное воспитание детей на уроках музыки.
Ковтун Елена Александровна
Учитель музыки МБОУ «СШ №6».
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки.
творчества, музыки. Пусть он чувствует
красоту и восторгается ею. Пусть в его сердце
и в памяти навсегда сохраняются образы, в
которых воплощается Родина.
В. Сухомлинский
Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе и духовных. Духовно-нравственно развить детей можно на уроках музыки. Музыка делает ребенка эмоционально - отзывчивым, позволяет чувствовать чужую боль, проблему. Нравственное воспитание на уроке состоит в том, чтобы привить умение сопереживать и понимать музыку. У ребенка вырабатывается свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Часто на уроках я сталкиваюсь с пассивностью, стеснительностью детей. Ученики не могут раскрыть свои возможности. Создаю благоприятный психологический климат, разговариваю с детьми, радуюсь их успехам, общаюсь в доброжелательной форме, учитываю возрастные психологические особенности. Таким образом раскрепощаю детей. Совместное выполнение заданий на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание. Ученики оказывают помощь друг другу, радуются успехам других. Дети становятся терпимее, добрее к одноклассникам.
Музыка окрашивает духовную жизнь человека. Формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства невозможно. Необходимо соотносить материал уроков музыки с материалом истории, литературы, изобразительного искусства. Межпредметные связи делают уроки интересными и выразительными. Например, в 5 классах при изучении раздела «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» (тема «Весть святого торжества») обучающиеся окунаются в духовную музыку религиозного содержания.
На уроке рассказываю о том, что в православной Руси с особой любовью и почитанием относились и относятся к колоколам и колокольным звонам. Когда слышим колокольный звон, сразу представляем купола церквей. Вспоминаем просторы родной земли. Колокол возвещает о начале церковной службы. Многие композиторы обращались в своих произведениях к звучанию колоколов.
Предания утверждают, что церковные колокола имеют душу, живут и мыслят. В праздник Пасхи можно услышать праздничные звоны, в этот день звучат все колокола: и большие, и маленькие. На протяжении объяснения материала дети вступают со мной в диалог, многие из них знают и рассказывают о великом празднике христиан Пасхе, что в переводе означает переход души в вечность. Воскресение Христово - самый главный, светлый праздник, символизирующий вечную жизнь души. У верующих людей в этот день особенное настроение. Пасху празднуют всегда в воскресенье. Традиции празднования Пасхи в России соблюдаются до сих пор. Накануне праздника красят яйца. В христианстве яйцо - символ воскресения, красный цвет - кровь распятого Христа. С самого утра все верующие направляются в храм для освящения пасхального завтрака. Процесс освящения начинается с того, что народ выстраивается вокруг храма, ставит корзинки с едой около своих ног и зажигает свечи. После звона колоколов выходит священник, окропляет еду и приветствует словами: «Христос воскресе!» - на что прихожане трижды отвечают: «Воистину воскресе!» После церемонии люди оставляют куличи и крашеные яйца в храме для того, чтобы потом священник раздал нуждающимся. В этот день люди ходят друг к другу в гости, угощают красивыми расписными яйцами и играют в игры. Например, в России популярные игры - это «Катание яиц», «Чоканье яйцами». Накануне урока желающим детям я раздаю стихотворения, которые посвящены этому празднику, учащиеся учат фрагмент стихотворения А. Хомякова.
И мощный звон промчался над землею,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества.
После прочтения отрывка ученики сами анализируют его и делают выводы о том, что автор выразил восторг и восхищение колокольными звонами. Это стихотворение стало эпиграфом к 4 части сюиты для двух фортепиано Сергея Рахманинова «Светлый праздник». Два рояля словно превращаются в колокольни, они передают радостный перезвон Пасхального воскресения. Колокольные звоны на Руси способствовали единению верующих. С интересом слушают дети стихотворение В. Серикова «Колокольный звон»:
Еще звонят Руси колокола,
То переливами, то перезвонами.
То грянут так, что задрожит земля,
То зазвучат поочередно переборами.
Зазвонный колокол, вы слышите, звонит
И к Богу души наши зазывает:
Очнитесь, люди, - нам он говорит
И к вере человека призывает.
Именно эти стихи вдохновили русского композитора С. Рахманинова написать две колокольные музыкальные картины - заключительные части сюиты для двух фортепиано были навеяны воспоминаниями. Он говорил: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах. Несколько лет спустя я сочинил сюиту для двух фортепиано в четырех частях».
Перед прослушиванием музыкального произведения «Светлый праздник» я задаю вопросы, над которыми дети должны подумать:
- Какие инструменты звучали?
- Что напоминает звучание фортепиано?
- Какому православному празднику посвятил произведение С. Рахманинов?
- Каково значение колоколов и звонов в жизни русского народа?
После прослушивания учащиеся легко справляются с поставленными вопросами и правильно отвечают, что звучали клавишные инструменты, было 2 фортепиано, которые подражают колокольному звону. Композитор использовал при сочинении произведения регистр высоких и низких звуков. Один голос звучал легко, звонко, а другой торжественно. Колокола вели разговор друг с другом. Учащиеся приходят к выводу о том, что колокольный звон - это голос Родины, музыка нашего народа, это наша история, это символ России, души человека, добра, веры.
Затем мы переходим к творческому заданию, игре на металлофонах, изображая колокольный звон. Класс делится на 4 группы. Первая исполняет ровные удары. Вторая в два раза короче. Третья и четвертая группы исполняют 3 коротких удара. Таким образом у нас звучит оркестр ударных инструментов.
В продолжение темы я рассказываю детям о талантливом русском народе, который голосом изображал звучание колокола. Дети быстро начинают имитировать своими голосами звон колоколов: «бим», «бом», «бон». Заинтересованно учащиеся слушают русскую народную песню «Вечерний звон», в которой хор без инструментов с помощью голоса показывает звучание колоколов. В заключение урока дети знакомятся с картиной художника И.И. Левитана «Вечерний звон», на которой изображен Кривоозерский монастырь на берегу реки Волги. Это одна из самых популярных картин. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее. Автору удалось вплести музыку в пейзаж. Когда смотришь на картину, слышишь мелодичный перелив голосов, и туда непременно хочется попасть. Картина у детей вызывает приятные чувства. Возникает желание посидеть на берегу реки в теплый осенний вечер. Смотреть на стены монастыря, и на тихую речку, и красивое небо. Заканчивается урок исполнением песни «Колокол дремавший» (текст С. Есенина, музыка А. Ляпина) и подведением итогов изученного материала.
Музыкальные произведения способствуют духовно-нравственному воспитанию и обогащению внутреннего мира ребенка. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. Обращаясь к духовной музыке, церковным праздникам на уроках, я вижу у детей эмоциональную отзывчивость, они заинтересованно слушают музыку, активно вступают в диалог со мной, делятся впечатлениями, задают много вопросов.
Беседы о духовной музыке сопровождаются показом икон. Особенно привлекают детей фото и видео храмов, которые поражают строгостью форм, великолепием золотых куполов. В них можно услышать песнопения, которые исполняет церковный хор без музыкального сопровождения - a capellа. Благодаря слуховому опыту дети с легкостью отличают духовную музыку от фольклорной, классической, современной.
Чтобы научить детей быть добрыми, отзывчивыми, сопереживающими, любящими, педагог сам должен быть таким. Он находит подход к каждой душе, раскрывает мир любви и добра на музыкальных примерах. Учитель формирует умение ориентироваться в мире музыки, прививает учащимся вкус и приобщает их к высшим духовным ценностям. Учит познавать мир в общении с искусством музыки, понимать себя и свое место в мире. Можно найти огромное количество музыкальных произведений, содержание которых образовывает, воспитывает ребенка.
Я как учитель музыки ставлю перед собой цель: через знакомство с лучшими образцами духовно-религиозной музыки развивать у детей духовно-нравственные качества. В школе работаю по программе «Музыка», авторы: Е. Критская, Г. Сергеева. Считаю, что программа подходит для формирования у ребенка правильного отношения к добру и злу, любви и ненависти, преданности Отчизне. Духовно-нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и во внеурочной деятельности. Результатом воспитания являются выступления учащихся на школьных, городских, республиканских концертах и конкурсах. Также я провожу беседы, классные часы: «Дорога к Храму», «Светлый праздник Пасхи», «Масленица», «Рождество Христово». Через призму таких мероприятий у детей формируются гражданственность (любовь к Родине, сохранение мира на Земле), доброта (бескорыстная помощь людям, не требуя награды).
Неслучайно я взяла эпиграфом к работе слова В. Сухомлинского, так как именно этот мир должен окружать ребенка, чтобы он чувствовал себя полноценным и развитым человеком в своей жизни.
Литература
- Е.В. Тростникова. Воскресение Христово. М.: Никея. 2017.
- А. О. Ишимова, А.Н. Майков. Пасхальная книга для детей. М.: Никея. 2020.
- А.С. Хомяков. Собрание сочинений. При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М.: 2016.
- С. Р. Федякин Рахманинов. Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия. 2014.
- С.В.Рахманинов. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. Редактор: Ю.В. Данник. Серия: Музыка времени. (Деятели культуры и искусства). М.: АСТ. 2016. 6/
- Учебник: Музыка. 6 класс. Г.Сергеева, Е.Критская. М.: Просвещение. 2013.