На момент поступления в школу ребёнок должен:
-
правильно произносить все звуки родного языка;
-
уметь выделить:
- ударный гласный из начала слова (утка);
- выделение согласного из стечения согласных (двор);
- конечный согласный из лёгких слов типа мак;
- конечный гласный ударный (мука);
- выделение согласного из начала слова (рама).
-
иметь достаточно развитый активный словарь (называть детёнышей животных, профессии,
слова с противоположенным значением);
-
практически овладевать грамматически правильной речью:
-правильное употреблений существительных в различных падежах (чем покрыто тело
кошки? – шерстью);
- образование множественного числа существительных;
- правильное употребление предлогов: над, под, из-за, из-под;
- правильное согласование прилагательных и существительных (облако какое? – синее,
большое), числительных и существительных (пять деревьев);
- уметь образовать уменьшительные формы существительных (воробей, ведро ….);
- уметь образовать прилагательное от существительного (дерево – деревянный);
5) уметь составить рассказ по сюжетной картинке или серии картин;
6) уметь пересказать небольшой рассказ, прочитанный взрослым.
Взаимосвязь нарушений речи и успеваемости в обучении.
Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении письмом и чтением на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма.
Основным симптомом дисграфии считается наличие стойких специфических ошибок:
-
пропуск гласных букв в слове;
-
пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол);
-
перестановка букв в слове (клюква – клювка);
-
пропуск слогов (бабочка – бачка);
-
искажение слов (клюква – кулва);
-
недописывание слов (растёт – растё);
-
вставка лишних букв в слове (поют – поеют);
-
неумение обозначить мягкость согласных на письме (мяч – мач, коньки – конки);
-
неумение согласовать слова в предложении (Вова сидит на стуле. – Вова сидит стул.);
-
неумение пользоваться родом и числом (Река покрылось льдом.);
-
смешение йотированных Я, Ё, Ю, Е (яма – яама);
-
смешение звонких и глухих б-п, д-т …., шипящих – свистящих, л-р;
-
оптическое смешение букв, сходных по написанию б – д, м – л.
Уважаемые родители, обратите внимание!
Дисграфия никогда не возникает «из ничего». Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребёнка грамоте.
Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.