Межпредметные технологии в организации

образовательного процесса в начальной школе.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.

Одним из эффективных средств решения данной проблемы является интеграция содержания образования, которая способствует формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира.

Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;

  • Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д двух и более дисциплин;

  • Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция. Примером данного уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Значительными возможностями для реализации внутрипредметной связи располагают такие предметы как математика, в особенности ее геометрическая составляющая, и русский язык. Для создания внутрипредметных связей на уроке я использую такие приёмы и способы:

- объяснение нового материала с опорой на изученный ранее материал;

- использование специальных заданий при подготовительном повторении;

- обобщение материала на основе сравнения.

Межпредметная интеграция. За содержательную единицу обучения берется тема, которая может быть связана с темами других учебных дисциплин. Материал других предметов включается эпизодически или организуется диалог на заданную тему, конкретное содержание, образ, эмоциональное состояние, нравственный и эстетический смысл, т.е. он как лейтмотив проходит через несколько уроков в течение недели.

Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

Моя практика подтверждает хорошую интеграцию литературного чтения и русского языка, литературного чтения и изо, математики и технологии, окружающего мира с изобразительным искусством и технологией. Можно проводить не один интегрированный урок, а 2-3 урока подряд, объединяя три и более предмета: обучение грамоте– письмо- математика, чтение- музыка- изобразительное искусство, окружающий мир- изобразительное искусство- музыка- технология.

При проведении уроков литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина, например, учитель может предложить ряд заданий: нарисовать героев, сделать из природного материала декорации, инсценировать сказку и др. Образы природы (весна) в литературе раскрываются через художественные средства выразительности в тексте; в музыке - через звуки природы, песни; в изобразительном искусстве отображаются посредством цвета, света, композиции. На уроке математики на этапе устного счета можно использовать пословицы и поговорки: посчитать количество букв; решить примеры, чтобы получить зашифрованное слово.

В словарно-орфографической работе на уроках русского языка можно использовать такие слова как час, задача, килограмм, тонна, площадь, грамм. При знакомстве с объёмными геометрическими фигурами на уроках математики ребята могут изготовить модели данных фигур, что говорит об интеграции математики с технологией.

Очень часто я использую интеграцию не на всём уроке, а только на каком- либо его этапе. Важно помнить, что главной особенностью итегрированного урока является основа какого-то одного предмета, а остальные предметы помогают шире и глубже изучить его связи и процессы.

Транспредметная интеграция - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Это сострудничество с учреждениями дополнительного образования нашего города , представителями общественных экологических организаций.

Использование интеграции на уроках позволяет систематизировать и углубить знания учащихся, показать взаимосвязь изучаемого материала с жизнью, повысить интерес к изучению предмета.

Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования. Интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей.

В начальной школе основными формами межпредметной интеграции являются интегрированный урок и интегрированный курс, которые предполагают интеграцию материала двух и более школьных предметов. Поэтому их может вести не только один учитель, но и два, и три педагога.

Интегрированные  курсы в начальной школе дело не новое.  Безусловно интегрированным курсом можно считать учебный курс А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.

Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Некоторые школьные предметы имеют интергративный  характер.   Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня:  например, уроки обучения  грамоте (обучение чтению и письму) – уже интегрированный урок.

Интегрированный урок - частная модель урока, объединяющая в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.

Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда задач, а именно:

  1. повышение познавательной активности обучения;

  2. приобретение представлений о целостности картины мира;

  3. применение знаний и умений на практике;

  4. способствует развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

  5. снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки).

6) способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.

Основой для формирования интегрированного подхода в образовании являются межпредметные связи в процессе обучения. Сущность этого понятия заключается в том, чтобы эпизодически устанавливать связь между дисциплинами. То есть, частично включать в урок знания, умения и навыки из других предметов, что предполагает всестороннее восприятие и осмысление конкретного понятия. Это отдельные, кратковременные моменты уроков, способствующие улучшению качества обучения. Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира. При этом развивается диалектическое и системное мышление учащихся; гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Также межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся. Они формируют и развивают мышление и познавательный интерес младших школьников.

Необходимо различать интегрированные уроки и уроки с использованием межпредметных связей. Первые позволяют систематизировать знания, умения и навыки по нескольким предметам. интегрированный урок помимо этого позволяет формировать системные знания, развивать познавательную активность и формирует универсальные учебные действия. На таком уроке учитель становится не столько источником информации, сколько помощником в обучении. Последние способствуют закреплению знаний по предмету посредством параллельного изучения материала с позиции других дисциплин. Использование межпредметных связей способствует рассмотрению одного объекта с точки зрения разных наук. Можно сделать вывод, что межпредметные связи можно осуществить на каждом уроке. Для этого имеются прекрасные возможности (урок) и разнообразный материал.