Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




Экскурсионные паломнические поездки как средство

духовно-нравственного воспитания младших школьников

Аракелян Екатерина Алексеевна

Учитель начальных классов МБОУ «СШ №6»

E-mail:kolo1409@yandex.ru

 

Наверное, не найти такого ребенка, который бы не любил путешествовать, а тем более в кругу своих одноклассников, товарищей или друзей. Зная это, учитель старается организовать и сплотить свой класс именно через различные по содержанию и поставленным задачам экскурсионные поездки.

Экскурсию мы можем отнести к одной из форм внеурочной деятельности. В поездке по родному краю очень органично осуществляется духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста. Экскурсия служит важным средством обучения и воспитания, расширения знаний, оздоровления и становления личности младшего школьника.

Обычно под экскурсией мы понимаем продуманный показ различных достопримечательностей, памятников природы, истории и культуры, а также интересный запоминающийся рассказ обо всех важных и значимых событиях территории, по которой путешествуем.

Экскурсия для детей -это особое времяпрепровождение, отличное от повседневной школьной и домашней жизни. Экскурсионные паломнические поездки являются частью паломнического или религиозного туризма. Они открывают детям часто незнакомый им мир религиозных праздников, служб, молитв, быта монастырей, что, в свою очередь, способствует их духовно-нравственному развитию [6].

К младшему школьному возрасту психологи и педагоги относят детей от 7 до 11 лет, обучающихся в начальной школе. К особенностям этого возраста обычно относят главное - ребенок включается в новую для него систему отношений: «ребенок-общество», а доминирующей функцией у него становится мышление. Младшие школьники мыслят конкретно, внимание детей в этом возрасте неустойчиво, они быстро утомляются от однообразной деятельности, не умеют сосредоточиться и работать коллективно.

Грамотно организованная экскурсия способствует развитию всех видов мышления детей. Во время поездки младшим школьникам предлагаются различные викторины, конкурсы, игры, связанные с темой путешествия. Постоянная смена экскурсионных объектов, яркие впечатления и наглядные образы способствуют развитию у детей памяти, внимательности, способствуют лучшему усвоению информации.

Для детей младшего школьного возраста характерен мотив к постоянной активной и коллективной деятельности. Экскурсия помогает реализовать такую мотивацию, так как дети путешествуют именно в группе и коллективно решают возникающие проблемы.

Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, школа и окружающая социальная среда. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции [1].

В нынешнее непростое время приоритетом в процессе воспитания можно назвать воспитание духовно и физически здоровой личности, гражданина, патриота, трудолюбивого и творческого человека, способного к личностному росту. Е.В. Бондаревская видит глобальную цель современного воспитания в формировании человека культуры, основным параметром которого является духовная личность (воспитание духовных потребностей в познании, самопознании, рефлексии, красоте, общении с людьми, природой, творчестве, поиске смысла жизни, счастья, идеала) [3].

Как мы знаем, нравственность определяет жизненную позицию человека. Под нравственностью мы понимаем внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни, и вытекающие из этих качеств этические нормы и правила поведения.

Нравственное воспитание- это процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Содержание нравственного воспитания предполагает формирование таких качеств у школьников, как дисциплинированность, организованность, коллективизм, правдивость, смелость, товарищество, дружба.

В.А.Сухомлинский утверждал, что крайне необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить его «умению чувствовать человека», так как основа нравственного убеждения закладывается в детстве при условии яркой наглядности, морального смысла того, что он видит, делает и наблюдает [7].

С усвоением первых нравственных понятий идет и формирование духовности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Духовность-это потребность к самосовершенствованию через систему нравственных ценностей.

К духовно-нравственным ценностям мы можем отнести:

1) семейные ценности – любовь и верность своим ближним, заботу о младших, помощь, уважение и опеку старшего поколения;

2) культурные ценности – уважение к национальным традициям и национальному менталитету;

3) патриотические ценности – любовь к Родине, уважительное отношение к законам своей страны.

Духовно-нравственные ценности формируются в процессе организации экскурсионных паломнических поездок, целью которых является знакомство с историей, культурой, религией проживающих на этой территории народов, а основой такого становления личности являются именно религиозные воззрения народа.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой организацию и целенаправленную деятельность преподавателей, родителей, священнослужителей, направленную на формирование высших нравственных ценностей, качеств патриота и защитника Родины [2, 4].

Для примера возьмем организацию экскурсионных поездок с младшими школьниками с паломническими целями в православный монастырь и храмы республики Адыгея.

В первый год обучения детей в школе была организована поездка в Свято-Михайло-Афонскую общежительную мужскую пустынь поселка Победа. Экскурсия началась на территории школы. Проезжая по городу дети получили краткую информацию об этапах его истории и современного развития. В игровой форме были закреплены основные даты и события. Была дана путевая информация об основных объектах, встречающихся на пути.

По прибытии в поселок Победа была проведена пешеходная экскурсия по территории монастыря. Школьники узнали об истории создания монастыря, посетили Свято-Троицкий храм, храм Архангела Михаила, а также храм в честь Успения Божией Матери, познакомились с особенностями жизни монахов, взобрались на колокольню.

В конце второго класса состоялась поездка в поселок Хамышки с целью посещения храма в честь св.мучеников Гурия , Самона и Авива. Настоятель провел экскурсию: рассказал о святынях и истории создания храма. На святом источнике в честь иконы Божьей Матери "Живоносный источник" был совершен молебен.

В следующем году посетили Свято-Михайло-Афонский монастырь. В этот раз вместе с экскурсоводом спустились в подземную рукотворную пещеру, в которой в 80-е годы XIX века подвизались отшельники. Особенное впечатление на детей и их родителей произвел подземный храм с куполообразным потолком и алтарной нишей в восточном направлении. После экскурсии побывали на источнике Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Там поднялись на вершину горы Физиабго, где когда-то стоял большой Преображенский храм.

Мы проводили экспресс-опрос участников после каждой из поездок. Все дети и сопровождающие их родители отмечали, что на них произвели яркие и неизгладимые впечатления посещение всех святых мест. Больше всего запомнился осмотр Свято-Михайловского монастыря, темнота и таинственность пещеры, выкопанной руками монахов, красота и убранство храмов. Впоследствии родители юных паломников отмечали, что во многих семьях дети стали проявлять интерес к истории нашей страны и республики, православной церкви, сообщали о появившемся в детях чувстве гордости за нашу Родину.

Даже исходя их этих данных можно говорить о положительном воздействии экскурсионных паломнических поездок на развитие духовно-нравственной сферы личности у детей младшего школьного возраста.

 

 

Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2005, №11.

  2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе: учебное пособие. М.: Просвещение. 2010.

  3. Бондаревская Е.В. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ.1995.

  4. Ганжин В.Г. Нравственность как система. Учебное пособие . М.: Изд-во МГУ, 2006.

  5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013, №3. 

  6. Остапеец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика. 1985.

  7. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю // Избранные педагогические произведения: В 5-ти т. М.: Советская школа. 1976. — Т.2.

 


Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика