Жданова Елена Абдулгалимовна,
"Почётный работник общего образования
Российской Федерации",
учитель русского языка и литературы,
зам. директора по УВР
МБОУ "СШ № 6"
 
РАБОТА С ПОРТФОЛИО В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ
К АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГА НА ПЕРВУЮ ИЛИ ВЫСШУЮ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
          Аттестация педагогических работников образовательных учреждений играет важную роль в управлении образованием. Она является инструментом повышения его качества, что становится особенно важным в условиях глобальных социальных перемен, происходящих сегодня в образовании. В результате аттестации появляется возможность определить соответствие уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога в соответствии с требованиями к квалификации при присвоении квалификационных категорий.
          Аттестация педагогов осуществляется в соответствии с федеральным положением о порядке аттестации и региональными документами. В настоящее время в Республике Адыгея данная процедура регламентируется Приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 17.02.2020 года № 230 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 15.10.2014 № 932 «Об организации оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Адыгея в целях установления квалификационной категории". Кроме того, некоторые изменения в соответствии с приказом от 21.12.2021 года № 2350 вступают в силу 17 января 2022 года.
            Приложением к названным документам являются "Критерии результативности деятельности при аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Адыгея в целях установления квалификационной категории по должности "учитель".
         Аттестация работников образования проводится на основе экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности педагогической деятельности. Являясь более двадцати лет экспертом аттестационной комиссии Министерства образования и науки Республики Адыгея, имею достаточный опыт этой работы. Также в качестве заместителя директора по УВР осуществляю в своей школе вместе с педагогами формирование портфолио и их подготовку для аттестации учителей на первую и высшую квалификационные категории.
         В портфолио накапливаются документально зафиксированные результаты, подтверждающие компетентность работника и эффективность его труда, индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности.
         Структура, содержание, оформление портфолио  регламентируются школьным локальным актом "Положение о портфолио учителя". При подготовке, обсуждении и принятии данного документа стараемся учитывать критерии  результативности деятельности  педагога, содержащиеся в вышеназванных региональных приказах.
         Хочу поделиться опытом распределения материалов по критериям и предупредить о типичных ошибках, которые допускают учителя и администрации образовательных организаций при формировании портфолио для аттестации педагогов.
         Критерий 1. Уровень сформированности информационно -  технологической компетентности учителя. В данный раздел помещаются все свидетельства, удостоверения и др., подтверждающие прохождение опросов на различных сайтах, размещение методических материалов, участие в оценке педагогических компетенций. Не пренебрегайте размещением скриншотов страниц школьного сайта, интернет - сообществ учителей с вашими материалами.
         Критерий 2. Реализация учителем программ углублённого изучения предмета, профильного обучения. Самая распространённая ошибка - помещение в данном критерии материалов, отражающих организацию и результаты внеурочной деятельности (в ходе реализации ФГОС). Это недопустимо.
         Критерий  3. Участие учителя в деятельности республиканских инновационных площадок  (РИП), в работе стажировочных площадок (СП). Недостаточно в данном критерии разместить приказ о присвоении образовательной организации статуса РИП, необходимо также подтвердить участие педагога и результативность его деятельности копиями приказов.
         Критерий 4. Результаты участия педагога в мероприятиях по исследованию профессиональных компетенций учителя. Результат подтверждается соответствующим документом.
         Критерии 5, 6. Результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ) подтверждаются протоколами проверки результатов аттестационных работ.
         Критерий 7. Качество знаний обучающихся по результатам независимого республиканского или муниципального тестирования, а также ВПР. Кроме результатов, необходимо представить приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея, Комитета по образованию и образовательной организации.
         Критерии 8, 9, 10. При предоставлении документов по этим критериям необходимо чётко разграничивать категории обучающихся, осваивающих основную общеобразовательную программу и адаптированную образовательную программу. Для получения статуса обучающегося с ОВЗ школьникам необходимо иметь заключение ЦПМПК РА. Классы для детей с ЗПР или УО открываются только в тех школах, которые имеют лицензию на их обучение. Для таких обучающихся создаются адаптированные образовательные программы и рабочие программы по предметам. При инклюзивном обучении учащиеся также должны иметь статус ОВЗ.  Ученики массовых классов, находящиеся на домашнем обучении, в данную категорию не входят.
         Критерии 11,12. Различаем официальные олимпиады, конкурсы, соревнования и результаты внеурочной деятельности. Предоставляя информацию о результатах участия обучающихся  в мероприятиях различного уровня, помните, что нет необходимости вкладывать в портфолио наряду с дипломами и грамотами сертификаты участников. Они не учитываются при подсчёте баллов по этому критерию.
         Критерий 13. Наиболее часто встречаются ошибки при обобщении опыта работы педагога на школьном уровне. Администрации школ выдают за обобщение опыта выступления педагога на заседаниях педагогического совета или школьного методического объединения учителей - предметников, где учитель представляет свои наработки по определённой теме. В решении выносится вердикт: "Обобщить педагогический опыт работы...", в то время как речь уже идёт об итогах деятельности педагога. С обобщением педагогического опыта должны выступать заместитель директора по УВР или, например, руководитель ШМО. В решении записывают: "Считать педагогический опыт... обобщённым". Решение закрепляется приказом по школе.
         Критерий 14. Публикация методических материалов из опыта работы. Рекомендую распределить материалы, подтверждающие публикации в сети Интернет, между первым и данным критериями или продублировать их. То же касается и публикаций на школьном сайте.
         Критерий 15. Подтверждая участие педагога в мероприятиях различного уровня, администрации школ зачастую предоставляют сертификаты слушателей отдельных семинаров, вебинаров, курсов, в то время как речь в критерии идёт о личных выступлениях учителей, проведении ими мероприятий.
         Критерий 16. Профессиональная активность. Необходимо помнить, что в данном критерии оценивается только уровень, на котором работает педагог. Накопительная система баллов здесь не действует.
         Критерий 17. Результаты работы в качестве классного руководителя. Отражая данное направление работы, педагоги часто пренебрегают возможностью получить дополнительный балл за наличие положительного отзыва родительской общественности о работе классного руководителя.  А вот наличие грамот и дипломов учащихся класса, например, за спортивные достижения, в данном критерии ни к чему.
         Критерии 18, 19. Участие учителя в профессиональных конкурсах. Главное - точно следовать требованиям критериев, в которых конкретно указаны оцениваемые мероприятия.
         Критерий 20. Поощрения учителя. Нужно помнить, что в данном критерии оцениваются преимущественно грамоты, благодарности с общими формулировками, не связанные с  успехами педагога в отдельных небольших мероприятиях (например, подготовка призёра олимпиады...). Государственные и отраслевые награды не имеют срока давности.
         Критерий 21. Повышение квалификации. Документ, подтверждающий прохождение профессиональной переподготовки, также не имеет срока давности.
         Подводя итоги, хочу добавить, что документы  почти по всем критериям должны сопровождаться справкой, подписанной руководителем образовательной организации.
         Для анализа экспертам предоставляются по возможности оригиналы документов. Все копии заверяются подписью директора и печатью образовательной организации.
         Портфолио, которое наполняет материалами педагог в процессе своей деятельности в школе, станет хорошей основой для оформления портфолио с целью аттестации на первую или высшую квалификационные категории.