«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами».                                                           
 
                                                                                                       Ш. А. Амонашвили

   В начальной школе дети проявляют повышенный интерес к учебе. Развитие познавательных способностей у младших школьников — это необходимое условие для успешности и самореализации каждого ребенка. Если ребенок увлеченно занимается по одному либо нескольким предметам, наблюдается интенсивная работа его восприятия, памяти, мышления, следовательно, формируются способности.
   Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников — это задача, от успешности решения которой напрямую зависит социализация ребенка. Они позволяют успешно и быстро овладевать какой-то деятельностью, приобретать навыки и умения, добиваться достижений.
   Почему при начальных равных возможностях одни дети добиваются существенных успехов в музыке, искусстве, конструировании, а некоторые ученики не справляются с простейшими заданиями, предлагаемыми педагогом? Как развивать познавательные способности у младших школьников? Эти вопросы заслуживают детального изучения и рассмотрения.
   Способностями называют внутренние условия совершенствования человека, формируемые в рамках его взаимоотношений с миром.
   Формирование познавательных способностей младших школьников — это задача, которая стоит перед каждым  учителем начальной школы.
   Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Поэтому нужно знать информацию о том, что такое восприятие, внимание, память, каковы особенности этих психических процессов у детей младшего школьного возраста, уметь оценить уровень сформированности познавательных способностей у детей и с помощью игр, занятий, упражнений можно их развивать. Проблема  развития и становления человеческой личности на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направлений. Исследователи обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции, основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы.