Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




Здоровье - не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ.

Одним из важнейших показателей благополучия общества и государства является состояние здоровья подрастающего поколения. Анализ этого показателя не только отражает настоящую ситуацию, по и позволяет сделать прогноз на будущее. Гуманизация школьного образования – одно из приоритетных направлений всей системы образования в целом.
Современные дети переживают гиподинамию и длительные статические нагрузки Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала.
Учитель в своей работе должен предусмотреть не только приёмы и методы, которые он будет использовать на уроке, но и искать новые пути повышения двигательной активности школьника. Традиционная структура урока требует кардинальных изменений, которые смогли бы совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Новизна структуры урока должна стать стимулом для привлечения внимания учащихся к содержанию урока, повысить его умственную работоспособность, познавательную активность и мотивацию к изучению языка.
Смена видов активной деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов - непременное условие успешной работы педагога и ученика. Однако реализовать модель урока с активной динамической нагрузкой в условиях современной общеобразовательной школы в полном объёме практически нереально.  
Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – все это ведет к потере здоровья детей.
Школа использует различные средства для обеспечения и поддержания здоровья учеников и учителей, а также для пропаганды в семьях и в обществе в целом знаний о здоровье, которые постепенно становятся неотъемлемой частью общей культуры ученика, его семьи, школьного сообщества.
Важнейшей целью внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий является формирование культуры здоровья.
В своей работе я использую методы и приёмы, которые помогают учащимся осознать ценность здоровья и его сохранения.
На всех ступенях обучения обсуждается тема «Спорт», обучающиеся знакомятся с различными видами спорта. Читая или слушая тексты, заучивая рифмовки или стихотворения, отвечая на вопросы на уроках адыгейского языка, ребята приобщаются к здоровому образу жизни, а разнообразные физминутки на адыгейском языке помогают не только повторить лексику и грамматику, но и сделать урок интереснее. Приведу некоторые примеры.
  1. Игра на уроке.
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но это не должна быть  игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Известно, что детский организм нуждается в игре. Играя, ребенок погружается в понятный лишь ему одному мир. Здесь никто кроме него не сможет решить то, как себя вести, здесь он сам решает проблемы, достигает поставленных целей. Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать. Важно при разработке школьных игр учитывать не только  воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес, т.е. при разработке игр хорошо бы взглянуть на игру глазами ребенка. Применение игрового момента на уроках адыгейского языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.
Игра – мощный стимул к овладению адыгейским языком и эффективный прием в арсенале преподавателя. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
  • Ролевые игры: игра "Предпочтения" (ученик называет свое имя, говорит, что он любит делать и изображает это действие; следующий ученик повторяет имя и название любимого действия, а затем называет свое имя и свое любимое действие и т.д.);
  1. игра "Угадай профессию" (ученик загадывает профессию; следует задать ему десять специальных вопросов, пытаясь определить, кого он собой представляет).
  2. игра "Части тела" (учитель называет части тела, а дети показывают их на себе или друг на друге);
  3. Коммуникативные игры:игра "Введение новых слов" (учитель раздает карточки со словами, которые он собирается ввести, затем читает текст, содержащий эти слова, и те ученики, у которых они есть, должны вставать, когда их услышат).
  4. игра "Восстанови слово" (класс делится на две команды; одной из них даются карточки с первой половиной слова, другой – со второй; по сигналу учителя ученики начинают искать свою пару; сложив обе половинки, учащиеся зачитывают слово); 
3) Языковые игры:
игра "Это мое местоимение" (к доске выходит ученик с карточкой "Сэ"; к нему встают учащиеся с карточками "О", "Тэ", "Шъо"; и так, по очереди к доске выходят все ученики с карточками – местоимениями и все ученики с карточками – глаголами; задача учащихся, у которых есть карточки с глаголами, не пропустить свой выход и встать только со своим местоимением; для этой игры понадобятся карточки с местоимениями сэ, о, ар, тэ, шъо, ахэр и карточки с глаголами сэк1о, ошхэ, мачъэ, тэтхэ, шъуеджэ, мак1ох);
игра с мячом (учитель бросает мяч ученику и называет слово на русском языке, а ученику нужно бросить мяч назад и назвать слово на адыгейском языке и наоборот);
игра "Лишнее слово" (учитель читает ряд из четырех слов; три слова в каждой четверке как-то связаны друг с другом, а четвертое – нет; ученики должны найти и записать выбивающееся из общего ряда слово). 
Таким образом, при помощи игр процесс изучения языка проходит легче и быстрее. Игра способна увлечь даже самых пассивных учеников, что положительно сказывается на успеваемости.
  1. Песни на уроках.
Овладение адыгейским языком неразрывно связано с приобщением ученика к адыгейской культуре, формированием у него способности и готовности понять и принять культуру носителей изучаемого языка.
Песня - одно из проявлений духовной культуры народа. Литературное произведение или тематический текст не всегда настолько глубоко затрагивает эмоции обучающихся, их воображение, как песня. Она ненавязчиво приближает личность обучающегося к иному ментальному пространству. Учитывая  эффективную роль песни, активно использую её на уроках адыгейского языка. Это помогает  приобщиться  к иноязычной культуре адыгов, глубже понять смысл языковых единиц.
Песня даёт возможность детям снять умственное напряжение и усталость, вызывает положительные эмоции, поднимает настроение. Всё это ведет к лучшему усвоению материала и способствует созданию здоровой психологической остановки на уроке.
  1. Релаксация на уроках.
Релаксация - это расслабление после напряженной умственной деятельности. Различного рода движения, игры, песни и танцы помогут обучающимся снять это напряжение. Использованный при этом языковой материал запоминается легче.
На уроках учащимся приходится много говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Чтобы избежать усталости и излишней перегрузки учащихся предусматриваю  смену видов работ. Самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, "мозговой штурм", игры – необходимые элементы на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
На каждом уроке в любом классе  провожу физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Рабочая поза обучающихся должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках  учащимся предлагаю постоять, выполнить движения (иногда танцевальные).
Смена позы благотворно сказывается на работоспособности, но одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.
И в заключение необходимо отметить, что для снятия напряжения недостаточно проводить специальную релаксацию, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика