Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




 
Участие обучающихся с ОВЗ в проектной деятельности по овладению адыгейским языком

   В условиях модернизации образования традиционное обучение не всегда является эффективным. На сегодняшний день одной из актуальных проблем является социализация детей с ОВЗ. Наша задача подготовить ученика к жизни, научить решать возникающие проблемы. Обучающиеся не могут реализовать полученные знания в практической жизни. В век информационно-коммуникационных технологий одним из самых важных умений школьника становится умение найти информацию, переработать ее и использовать в определенных целях. Для этого применяются различные педагогические технологии, в том числе и проектная деятельность.
   Проектная деятельность включает в себя множество понятий: проект, проектирование, учебный проект, деятельность, творчество, проектная ситуация, метод проектов - и обеспечивает целостность педагогического процесса и единство обучения, воспитания и развития учащихся.
   Проектная и исследовательская деятельность ‒ эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащихся вовлекаю в активный познавательный и творческий процесс, учу применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Научно-исследовательская деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
   Дети с ограниченными возможностями здоровья ‒ дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке педагогов, психологов, родителей.
   Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.
   Цель проектной деятельности педагога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психолого-педагогические проблемы и задачи.
   Задачами проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ считаю развитие у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширение их представления об окружающем мире через собственную опытно-исследовательскую деятельность, развитие понимания взаимосвязей в природе, воспитание стремления сохранять и оберегать природу, видеть ее красоту, соблюдать правила поведения в ней.
   Объектом проектной деятельности педагога выступает сфера действительности, некоторая область жизни ‒ образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.
   Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
   Большинство обучающихся с ОВЗ школы испытывали затруднения в усвоении учебной программы по адыгейскому языку, чтобы помочь детям стала искать пути решения. Из существующих различных приемов и методов выбрала проектную деятельность для мотивации изучения моего предмета.
   Действенным средством повышения учебной мотивации на уроках адыгейского языка для детей с ОВЗ является творческое проектирование, а также научно-исследовательская деятельность. Это позволяет развивать познавательный интерес к предмету, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой исследовательского проекта, развивать критическое мышление.
   В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья использую следующие типы опытно-исследовательской деятельности:
‒ исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, плакатов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.);
‒ научно-исследовательские работы: работа по определенной проблеме, которая интересна ребенку, четко обозначаются цели и задачи работы, высказывается гипотеза и в дальнейшем подтверждается или опровергается;
‒ ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
‒ информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна класса, квартиры и т.п.;
‒ творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома и т.п.
   Дети с ОВЗ нашей школы учатся создавать и реализовывать свои проекты по адыгейскому языку с помощью учителя. Лучшие работы участвуют в школьных и городских мероприятиях (например, в сентябре прошел городской конкурс «Поздравь своего учителя», где участвовала учащаяся 6 «В» класса Киздермишова Диана и была победителем, в декабре ученица школы Носкова Екатерина заняла 2 место в номинации «Сохраним лесную красавицу» на тему: «Адыгейская елка», в марте прошел городской конкурс «Сыбзэ ‒ си Дунай», где принимал участие ученик 8 «Б» класса Ротоков Хазрет и стал призером). Педагоги нашей школы хотят, чтобы дети с ОВЗ научились жить в этом мире, дружить и общаться, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими детьми.
Метод проектов позволяет формировать личностные качества.
  1. Вырабатывается умение работать в коллективе, принимать решение, анализировать результаты деятельности.
  2. Меняется и роль воспитанников: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными слушателями.
  3. У воспитанников формируется свой собственный аналитический взгляд на информацию.
  4. Использование в работе с детьми с ОВЗ проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Считаю, что данная методика дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
   Необходимо создать для детей с ОВЗ, с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей, такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению исследовательских позиций. Востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая создает условия для формирования познавательной активности учащихся и тем самым способствует развитию и индивидуализации личности ребенка. Психологи утверждают, что ребенок, в силу своей природной любознательности, познает окружающий мир только в процессе взаимодействия с ним.
   Метод проектов способствует формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления, воспитывает коммуникативные навыки, обучает детей взаимодействию в группе, умению публично выступать и работать в команде. Кроме того, он воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и настойчивость, уверенность в своих силах, положительное отношение к учебе и труду.
   Чаще всего проектная работа выполняется ребёнком с удовольствием, вызывает познавательный интерес, приносит радость. Поэтому проектный метод является и здоровьесберегающим.
   Таким образом, хочется отметить, что метод проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даёт ребенку возможность анализировать, экспериментировать, взвешивать  полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме.
   Я работаю с детьми с ОВЗ разного возраста, среди них есть очень добрые и обозленные, любознательные и замкнутые, отзывчивые и равнодушные. Некоторые дети одновременно стараются учиться хорошо и заниматься спортом или же в дополнительных кружках, секциях. У обучающихся 8 класса «Б», где я являюсь классным руководителем, имеются недостатки в психологическом развитии, физиологические нарушения, подтвержденные ПМПК. Дети разные, но я люблю их такими, какие они есть и радуюсь успехам каждого: Галченко Ксения занимается плаванием, фигурным катанием; Ротоков Хазрет посещает секцию дзюдо, где он показал хорошие результаты; Метелин Александр играет в футбол профессионально, участвует в соревнованиях различного уровня.
   Дети с ОВЗ ‒ особая категория детей, которым уделяется наибольшее внимание в образовательном процессе. У данной категории детей наблюдаются большие речевые дефекты, влияющие на развитие познавательных процессов. Эти дети имеют небольшой словарный запас, нарушение звуковой, лексической, грамматической сторон речи. Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни.
   В процессе проектной работы ответственность за обучение, чаще всего, возлагаю на самого ученика. Самое важное то, чтобы ребенок сам определял тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом ‒ дело творческое.
   Метод проектов я применяю не только в рамках урочной, но в основном во внеурочной деятельности. При планировании проекта я, конечно же, учитываю возможности учащихся, их возрастные особенности.
   Целью психолого-педагогической деятельности в МБОУ «СШ № 6» города Майкопа является создание и реализация условий для формирования и развития исследовательских умений и навыков учащихся, способствующих развитию индивидуальности и их творческой самореализации.
   Педагогами, психологами учащиеся с ОВЗ задействованы в научно-исследовательской и проектной деятельности по различным направлениям: развитие определенных психических процессов, формирование мотивации обучения, различные аспекты эмоционально-волевой сферы и другим.
   В результате опытно-исследовательской работы в процессе обучения адыгейскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается положительное влияние эксперимента на эмоциональную сферу учащихся, развитие их творческих способностей, формирование трудовых навыков и также на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня познавательной активности школьников.
   Таким образом, основным из ресурсов в организации и внедрении инклюзивного образования для детей с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения. Оно рассматривается в контексте расширения возможностей самореализации и самоопределения ребенка с ОВЗ, адаптации его в коллективе сверстников и обществе в целом, как инструмент формирования самооценки школьника, его адаптации, а также психокоррекции стресса родителей ученика с ограниченными возможностями здоровья.
   Проектная деятельность на уроках адыгейского языка для учащихся с ОВЗ ‒ дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию являются в основном обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, хотят, чтобы другие учащиеся тоже за них порадовались, видят значимость проделанной работы (например, проекты на темы «Моя малая Родина», «Моя комната», «Моя семья», «Дети войны», «Я веду здоровый образ жизни»). Это влияет на повышение интереса учащихся к предмету, к учебному процессу. Учащиеся с большим интересом погружаются в проект, фантазируют, обсуждают, творят, хотят проверить себя.
   В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
‒ полное внимание к однокласснику;
‒ серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
‒ терпимость, взаимопонимание, дружелюбие;
‒ никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как каждый имеет «право на ошибку».
   Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведет к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.
   Особое внимание обращаю на то, чтобы учащиеся при поиске информации активно сотрудничали с разными источниками, с родителями, старшими братьями и сестрами, вовлекая их в работу.
   Таким образом, вовлечение учеников с ОВЗ в работу творческой группы или индивидуальную креативно-исследовательскую работу, проектную деятельность позволяет также установить дополнительный коммуникативный контакт и определить дополнительные образовательные и личностные ресурсы ребенка. И, следовательно, лучше подготовить его к самостоятельной жизни в обществе, поиску и установлению положительных продуктивных социальных связей, состояться как полноценный, независимый и успешный член общества. 

Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика