В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 и №287 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее – ФГОС НОО и ООО).
   Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО, а также определение первоочередных мероприятий и задач подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ООО в штатном режиме в субъектах Российской Федерации. 

О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО


   Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
   В обновленных ФГОС НОО и ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
   В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности для достижения комплексных образовательных результатов.

Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО

   Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся.
   Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
   Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО выделим следующие.
   Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие «учебный модуль». Все эти изменения требуют пересмотра учебного плана образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности. Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.
   В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материально-технической базы образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия «современная информационно-образовательная среда».
   В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с этим при организации учебно-воспитательного процесса необходимо обновить рабочие программы воспитания.

Об особенностях приема обучающихся.

   Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, прекращается 1 сентября 2022 года.
   Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования.
   Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024-2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2-4 классов и 6-9 классов.
   Важно отметить, что решение в отношении 2-4 классов и 6-9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация должна принять не позднее 1 апреля 2022 года.
   В 2022 году запланирована разработка, экспертиза и размещение в реестре примерных основных образовательных программ примерных рабочих программ по математике, информатике, физике, химии и биологии углубленного уровня.
   В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) образовательные организации при разработке основной образовательной программы могут использовать методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов (программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
   Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.
   Это может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия» и «Биология», входящие в состав основной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы.

О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО.

   В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
   Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
   В соответствии с частью 7.2 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: «при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается».
   Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.
   Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус «примерной».

О методической поддержке педагогических работников и управленческих кадров.

   Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
   На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
   С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
   В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
   Видеоуроки – результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.
   Кроме того, разработаны и размещены в свободном доступе учебные пособия, посвященные актуальным вопросам обновления предметного содержания по основным предметным областям ФГОС НОО и ООО: https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm.
   Индивидуальную консультативную помощь по вопросам реализации обновленных ФГОС НОО и ООО учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm.
   Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные организации о возможности получить консультативную поддержку на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные, муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров методических сообществ субъекта Российской Федерации.
   Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются методической базой как для самоподготовки учителя к разработке и реализации рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений и служб институционального (школьного), муниципального и регионального уровней.

О планировании мер дополнительной поддержки образовательных организаций.

    В дополнение к имеющимся методическим ресурсам в 2022 году будут представлены в общедоступной форме:
- примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования;
- примерные рабочие программы по учебным предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» углубленного уровня;
- примерные рабочие программы для изучения иностранного языка (второго).
   В соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным Приказом Минпросвещения России от 12 ноября 2021 г. № 819, к 2022–2023 учебному году планируется сформировать федеральный перечень учебников.
   Одновременно во втором квартале 2022 года ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» представит методические рекомендации по реализации примерных рабочих программ по учебным предметам и единый подход к формированию календарно-тематического планирования. 
   Для того, чтобы созданные на федеральном уровне методические ресурсы и сервисы стали опорой и инструментами для педагогов при создании и реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, необходимо организовать информирование о них профессионального сообщества региона посредством конференций, семинаров и иных видов общественно-профессиональных мероприятий, а также включить указанные ресурсы в реализуемые программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) региональных институтов развития образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.
   Академией Минпросвещения России совместно с ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в 2021 году разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для управленческих команд ИРО/ИПК/ЦНППМ субъектов Российской Федерации «Актуальные вопросы введения обновленных ФГОС НОО, ООО (в рамках региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров)».
   Разработанные учебно-методические материалы переданы в организации дополнительного профессионального образования для подготовки и реализации соответствующих программ для руководителей и педагогов образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

Об управленческих механизмах введения обновленных ФГОС НОО и ООО.
   
   Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
- план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования (приложение 2);
- примерный план-график мероприятий введения обновленных ФГОС НОО и ООО в субъекте Российской Федерации (приложение 3);
- критерии готовности системы образования субъекта Российской Федерации и образовательных организаций к введению ФГОС НОО и ООО (приложение 4,5).
   Разработка и реализация основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с обновленными ФГОС должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационно-методическую поддержку каждого педагога.
   К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
- разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного уровня;
- планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации обновленных ФГОС НОО и ООО (материально-технических, финансовых, информационных и т.п.);
- организация работы методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
   Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода на обновленные ФГОС должна включать:
- проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями обновленных ФГОС;
- организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного методического направления, так и между методическими группами;
- выработка методических рекомендации на уровне образовательной организации по совершенствованию используемых методов и приемов достижения образовательных результатов;
- рассмотрение на педагогических советах промежуточных результатов реализации обновленных ФГОС;
- формирование системы наставничества для профессионального роста молодых специалистов;
- контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
   Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
- определить организацию-оператора, обеспечивающую координацию деятельности по введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
- разработать и утвердить план-график мероприятий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО на региональном и муниципальном уровнях;
- организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
- активизировать (организовать) работу методических служб на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации, региональных учебно-методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
- организовать обновление учебно-методической документации в образовательных организациях;
- осуществлять систематический мониторинг и контроль готовности образовательных организаций к введению обновленных ФГОС НОО и ООО;
- обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения обновленных ФГОС НОО и ООО в Российской Федерации.
   В настоящее время на федеральном уровне сформирована система управления процессами по введению обновленных ФГОС (приложение 6), запланирована оценка готовности субъектов Российской Федерации к введению обновленных ФГОС путем проведения Министерством просвещения Российской Федерации комплексного мониторинга. Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению обновленных ФГОС, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Организационно-методическое сопровождение введения и реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в 2022-2023 учебном году будет продолжено.