Семья и школа – это берег и море,
на берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое
море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Л. Кассиль
Логика школьного и логика семейного воспитания не могут быть приведены к единому знаменателю. В основе семьи – любовь. Основой же школы является социальная норма, которую осваивает, усваивает и присваивает в процессе школьной жизни в пространстве школьных отношений. Дополняя друг друга, семья и содействуют гармоничному и разностороннему развитию ребёнка. Именно всестороннее развитие ребёнка требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых, роль семьи в создании такой системы трудно переоценить.
Отделить друг от друга семью от школы чрезвычайно трудно, но определить цели школы в сотрудничестве с родителями, место родителя в системе школьного образования – значит наметить стратегию сотрудничества.
Наибольшие права на определение того, что больше нужно ребёнку, всё-таки у его семьи. И что миссия школы, её назначение – с учётом интересов общества и государства – помочь семье сформировать у ребёнка те качества, которые помогут ему быть успешным в жизни, что, кстати, включает в себя быть полезным и обществу, и государству.
Родительские запросы и ожидания в значительной степени согласуются с задачами школы. Чего хотят родители от школы?
- родители хотят, чтобы школа была чутка к своим воспитанникам;
пестовать их таланты;
- чтобы учитель был настоящим мастером;
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
удобство и эмоциональный комфорт;
- видеть своих детей образованными, воспитанными, культурными
Уровень доверия школе – высок, а спрос – велик.
Это наметило наиболее актуальные направления совместной работы.
Содержание и формы работы с родителями.
-
Организация сотрудничества педагогов и родителей в контексте образовательных задач конкретного ребёнка, класса и школы в целом.
- Взаимодействие семьи и школы в форме совместных акций.
- Индивидуальное консультирование по проблемам обучения и развития ребёнка, его возрастных особенностей, адаптации в школе и своём звене.
- Система обучения и просвещения родителей.
Давно стало очевидным, что воспитание детей начинается с воспитания и просвещения родителей. Проведя анкетирование, мы выявили следующую типологию родителей.
Типология родителей: позитивно-ориентированные, манипуляторы, творческие, равнодушные.
Позитивно-ориентированные стремятся к взаимодействию, пониманию, объективной оценке, готовы выслушать различные точки зрения, отдают себе отчёт в том, что некоторые вещи они не знают. Гибко перестраиваются. Если небольшие оптимисты, то не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной личности. Сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Возможно, они иногда проявляют вспыльчивость, тревожность, даже эгоизм, но у них есть три важных качества: они умеют слушать и слышать, стремятся к самосовершенствованию и умеют быть благодарными. Общение с ними всегда приятное.
Формы организации взаимодействия с родителями позитивно ориентированными: Круглый стол, соревнования, лекторий, практикум, организация помощи в ремонте класса, через этих родителей привлекать равнодушных к КТД класса, передача своих положительных эмоций другим (письменная или устная форма) Совместное участие к подготовке к празднику.
Манипуляторы стремятся управлять окружающими с помощью изучения сильных и слабых сторон, специально воздействуют на слабые стороны людей, чтобы побудить их делать то, что им необходимо. Если же манипулятор не может добиться своего, то он начинает испытывать дискомфорт, чувство неполноценности; он начинает страдать, при этом обычно усиливая свои манипуляции: давление на вас своим положением в обществе, деньгами, подарками, «хлопанье дверьми», внесение смуты в родительский коллектив и т.д.
Формы организации взаимодействия с родителями - манипуляторами:
Формы организации взаимодействия с творческими родителями:
Организация кружковой работы, выступление с положительным опытом, организация внеклассных мероприятий.
Но какими не были наши родители по типологии мы должны привлечь к сотрудничеству.
Как же привлечь родителей в школу?
- Первое собрание – знакомство.
-
Неформальное общение и встречи педагогов и родителей. Доверительный тон разговора. Поддерживание контактов. Выделение положительных сторон ребенка и их подкрепление.
-
Письменные формы общения (информация о достижениях ребенка, выражение благодарности родителям за участие в делах класса и школы).
-
Телефонные звонки - в особых случаях (не выяснять отношения, а пригласить для беседы).
-
Разнообразные виды участия родителей в жизни класса. Создание множества ролей для родителей (добровольный помощник учителя, гость класса, рассказчик, экскурсовод по профессии, член родительского комитета, ассистент ...)
-
Сохранение конфиденциальности. Общее родительское собрание вместе с детьми в нетрадиционной форме;
-
При взаимодействии с родителями говорить в лицо только положительное о ребёнке;
-
Пригласительные, изготовленные вместе с детьми;
-
Родительское собрание в форме «круглого стола», диспуты, практикумы, обмен положительным опытом;
-
Совместно с детьми и родителями на конкурсной основе мероприятия типа: поделись творческими умениями, презентуй свою семью, (весёлые старты, культпоходы, экскурсии вместе с родителями);
- Своевременное информирование родителей;
- Проведение опросов и тематическое анкетирование родителей.
Из практики школы:
- 2-3 человека сопровождают детей во время внешкольных и выездных мероприятий (театры, кинотеатры, праздники, экскурсии, новогодняя елка)
- 38% родителей оплачивают участие детей в конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру»
- 15-20% родителей от класса решают бытовые проблемы
- 30% родителей откликаются на ситуативную помощь педагогу
- 30-40% родителей посещают школьные праздники (День Знаний, День Семьи, Посвящение в ученики)
- Родительские собрания посещают 60-72% родителей
- Принимают участие в конкурсах
- Родители привлекаются к генеральной уборке класса (1 раз в четверть), к частичному ремонту (1 раз в год)
Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите! Родителей ждут в школе и рады встречи с ними. Педагог, родитель, дети - вот, что главное на свете!