Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




Использование РОСО в духовно – нравственном воспитании обучающихся

Еремьян Каринэ Павловна

Учитель начальных классов МБОУ «СШ № 6»

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сегодня в российскую школу, наряду с уже традиционно существующими умственным, физическим, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания, вошел такой вид воспитания, как духовно-нравственное. Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ оно является важнейшей целью российского образования наряду с интеллектуальным и физическим.

В педагогическом словаре духовно-нравственных понятий дается следующее определение: «Духовно-нравственное воспитание – духовно-нравственный процесс развития личности, ориентированный на традиционные духовные ценности. Цель данного воспитания заключается во введении личности ребенка в нравственное и культурное пространство отечественной культурно-исторической и духовной традиции, формирование его сознания и самосознания».

Одним из средств формирования духовно-нравственных качеств могут выступать региональные особенности содержания образования.

На протяжении многих лет в системе школьного образования идет обсуждение использования региональных особенностей содержания образования в воспитании духовно - нравственных ценностей обучающихся. Изучение РОСО в школе является необходимой составляющей развития государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) содержит положение о том, что одной из ступеней развития гражданина России является принятие личностью традиций и ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края, республики.

Под РОСО понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации».

Особое место в системе РОСО отводится истории родного края. Изучая историю своего края, можно чувствовать себя достойным представителем региона, в котором ты живешь, и страны в целом.

Обучая детей, строю свои занятия, учитывая особенности региона и народов, населяющих его, стараюсь довести до подрастающего поколения все, что накопили предки в своей многовековой истории. Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. Судьбы людей тесно связаны с родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром, является твердой основой для осуществления экологического воспитания.

Таким образом, РОСО помогает решению больших и сложных задач нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

На своих уроках, внеклассных мероприятиях для формирования знаний о родном крае, воспитания любви и уважения к историческому и литературному наследию, развития бережного отношения к природному богатству, формирования гражданственности и любви к Родине использую исторические сведения, хронологические даты, легенды об исторических памятниках, городе, республике. Одним из примеров этих мероприятий является классный час «Майкоп – столица Республики Адыгея». (Приложения № 1, № 2.)

На уроках обучающиеся знакомятся с историей родного края, его географическим положением, экономическими особенностями, древними и современными занятиями населения. РОСО помогают узнать о быте, культуре, традициях, национальной кухне народов, населяющих регион, о растительном и животном мире, о промышленности во времена СССР, транспортной системе, народном образовании и культуре Адыгеи.

При воспитании у детей любви к родному краю использую различные формы и методы обучения: игры - путешествия, экскурсии, конкурсы и викторины, выставки работ, проекты, презентации…

В результате проводимых мероприятий у детей формируется духовно-нравственное восприятие мира, формируются ценностные ориентиры, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к Родине, что влияет на общее развитие обучающихся, воздействует на личность школьника, на становление его мировоззрения, дает возможность расширить и углубить основные знания учащихся, позволяет осознать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин РФ, житель региона, города), позволяет оценить отношение к природным богатствам края, их сохранению и рациональному природопользованию, воспитывает патриотизм, любовь к своей «малой родине», толерантность, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни народов своего региона.

Литература

1. Борисов Н. С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба. – М.: Просвещение. 1982.

2. Вессель. Н. Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Н. Х. Вессель. – М.: Учпедгиз. 2001.

3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. ― М.: Просвещение. 2009.

4. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном – М.: Детская литература, 1985.

5. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. / Г. Н. Матюшин. – М.: Просвещение. 1964.

6. Платонина Е. А. Духовно-нравственное воспитание школьников в поликультурном пространстве // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – Выпуск: № 4. – URL : https://research-journal.org/psycology/duxovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-v-polikulturnom-prostranstve/

7. Педагогический словарь духовно-нравственных понятий / составитель С. А. Блинова. – В,: 2007.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации": https://zakonrf-info.turbopages.org/zakonrf.info/s/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

 


Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика