Печать
Категория: Учитель-логопед Мочалова М.В.
Просмотров: 213

 Нарушения слоговой структуры слова 

Материал подготовила учитель-логопед Гончарова А.П.

Неуклонно возрастает количество детей с нарушениями речи. Очень часто у таких детей отмечается нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

            Слоговая структура слова – это количество и порядок слогов внутри слова.

            Звуконаполняемость – количество и порядок звуков внутри каждого слога.

            Если данное нарушение не исправить вовремя, оно может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка. Такие дети становятся неразговорчивыми, замкнутыми, закомплексованными. У них возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, появляются проблемы в обучении.

            А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слов.

- Усечение слогового контура слова за счёт выпадения целого слога и нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед», «прасоник» вместо «поросёнок»).

- Инертное застревание на каком либо слоге (например, вввводичка» или ва-ва-водичка»).

- Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

- Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счёт чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

- Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

- Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

            Ошибки, связанные с перестановкой, добавлением слогов свидетельствуют о первичном недоразвитии фонематического слуха и восприятия. Сокращение количества слогов и уподобление слогов друг другу указывают на нарушении артикуляционной сферы.

            Своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов в становлении полноценной личности ребёнка. Усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребёнка в школе.

            Используемая литература:

            Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

            Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: Т.Ц Сфера, 2007.

            Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5 -7 лет. – М.: Издательство «Гном и Д», 2007.