Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно-нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.
Цель:
формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.
Задачи:
- Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
- Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
- Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
- Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
- Развитие общей культуры.
Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.
Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.
Место проведения занятий: учебный кабинет, школа, детская площадка, библиотека, музей, общественный транспорт, магазины, улицы вблизи школы, парк, школьный буфет.
Материальное обеспечение программы: аудио и видеотехника, компьютер, проектор, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.
Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.
Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)
Личностные УУД
- самоопределение
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
- установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУД
- понимание и сохранение учебной задачи
- адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
- осуществление пошагового и итогового контроля
- различие способа и результата действия
Познавательные УУД
- включение в творческую деятельность учителя
- установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
- осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
- построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД
- адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности
Планируемые результаты.
Реализация программы «Азбука вежливости» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов (далее -ВР)
ВР первого уровня:
Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими. Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.
У ученика будут сформированы:
* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет,
* опыт культурного поведения в социальной среде.
Ученик получит возможность научиться:
*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером,
* преобразовывать практическую задачу в познавательную,
*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ВР второго уровня:
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
У ученика будут сформированы:
* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений,
* отношение к иному мнению, культуре других народов,
* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах.
Ученик получит возможность научиться:
* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре,
* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело.
ВР третьего уровня:
Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально-ориентированных акций.
У ученика будут сформированы:
* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым,
* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве
Ученик получит возможность для формирования:
* активной жизненной позиции,
* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения,
* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Программа рассчитана на 3 года работы для детей 6,5-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:
1.Мир вежливости, мир хороших манер.
2.Я и люди, которые меня окружают.
3.Культура внешнего вида.
4.Культура поведения в общественных местах.
В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении, на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.
Во втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.
В третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании, формировании культуры внешнего вида.
Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.
Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.
Режим работы.
Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. Вторая часть превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.
В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.
Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.
Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
*коллективная (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и т.д.
*групповая (состав группы 5-8 человек). Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.
*индивидуальная.
Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»
В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.
Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, соц.акции, конкурсы, стенд-газеты и т.п..
Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:
- участие в социальных акциях.
-Опросник «Знатоки Этикета».
-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми».
- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»
- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»
- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах?»
- Методика «Какой у нас коллектив».
- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей (Л.В. Байбородова).
-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).
- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).