Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




        Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности  направлена на духовно-нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

        Цель:

формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими  манерами.

        Задачи:

  1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета.
  2. Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла.
  3. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям.
  4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта, сострадание, готовность прийти на помощь другому.
  5. Развитие общей культуры.

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические.

Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.

            Место проведения занятий: учебный кабинет, школа, детская площадка, библиотека, музей, общественный транспорт, магазины, улицы вблизи школы, парк, школьный буфет.

Материальное обеспечение программы: аудио и видеотехника, компьютер, проектор, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого-педагогическая литература.

          Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

Личностные УУД

  • самоопределение
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих
  • установка на здоровый образ жизни

Регулятивные УУД

  • понимание и сохранение учебной задачи
  • адекватное восприятие оценки учителя и окружающих
  • осуществление пошагового и итогового контроля
  • различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  • включение в творческую деятельность  учителя
  • установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий
  • осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя
  • построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД

  • адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • аргументация своего решения и координация его с  решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности                                          

Планируемые результаты.

            Реализация программы «Азбука вежливости» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов  (далее -ВР)

ВР первого уровня:

      Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со  сверстниками, педагогами,  окружающими. Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет»  на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

      У ученика будут сформированы:

* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет,

* опыт культурного поведения в социальной среде.

      Ученик получит возможность научиться:

*задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером,

* преобразовывать практическую задачу в познавательную,

*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ВР второго уровня:

           Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

      У ученика будут сформированы:

* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений,

* отношение к иному мнению, культуре других народов,

* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах.

      Ученик получит возможность научиться:

* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре,

*  навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело.

ВР третьего уровня:

Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит  во время социально-ориентированных акций.

У ученика будут сформированы:

*  умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым,

*  желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве

Ученик получит возможность для формирования:

*  активной жизненной позиции,

*  внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения,

*  самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

      Программа рассчитана на 3 года работы для детей 6,5-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами  четырёх разделов:

               1.Мир вежливости, мир хороших манер.

               2.Я и люди, которые меня окружают.

               3.Культура внешнего вида.

               4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями,  с нормами этикета в речевом общении, на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

Во втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе  межличностных отношений.

В третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании, формировании культуры внешнего вида.

Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний  культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Режим работы.

Занятия в рамках программы проходят 1 раз в неделю. Структура занятий включает как теоретическую часть, так и практическую. Вторая часть превалирует, так как полученные знания становятся прочными в процессе закрепления их в деятельности.

В программе есть занятия, содержание которых дополняет и расширяет темы урочных занятий по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру.    

Данная программа предоставляет широкие возможности для организации обучения  нормам и правилам этикета, формированию у школьников детской дипломатии и нравственных норм поведения, что может облегчить период взросления  и будет способствовать формированию социальной готовности выпускников начальной школы.

Преимущественные формы достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

*коллективная  (задействованы все члены коллектива)– используется при объяснении нового материала, во время экскурсий. Это могут быть беседы, рассказы, лекции и т.д.

*групповая (состав группы 5-8 человек). Для сплочения детского коллектива и обеспечения возможности для полной самореализации ребенка необходимо между учащимися распределить роли, специфичные для реализации различных ролевых игр.

 *индивидуальная.

Оценка достижения воспитательных результатов по программе «Азбука вежливости»

В соответствии с целью и задачами программы предполагается оценка  эффективности ее реализации, с очередностью, предусмотренной программой.

          Для усвоения программного материала используются различные методы диагностики результатов обучения: анкетирование, опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, тесты. В процессе изучения материала в качестве контроля предлагаются отчетные выставки, соц.акции, конкурсы, стенд-газеты и т.п..          

Формы подведения итогов реализации внеурочной программы:

- участие в социальных акциях.

-Опросник  «Знатоки Этикета».

-Опросник «Умеете ли вы общаться с людьми».

- Опросник «Соблюдаете ли вы правила этикета во внешнем виде?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в гостях?»

- Опросник «Усвоили ли вы правила этикета в общественных местах?»

- Методика «Какой у нас коллектив».

- Методика выявления уровня подготовленности учащихся к преодолению трудностей  (Л.В. Байбородова).

-Методика выявления уровня сформированности у учащихся нравственных качеств (Р.В. Овчарова).

- Методика «Пословицы» (разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой).


Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика