Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Средняя школа № 6»
Республика Адыгея,  г. Майкоп, ул. Комсомольская 276, тел: (8772) 52-18-81, e-mail: ou6_maykop@mail.ru




   На каждом этапе своего развития общество предъявляет системе образования определенные требования, соответствующие научно-техническим достижениям времени. В условиях модернизации средней школы проблемы научного обоснования, разработки содержания и методов обучения, а также педагогической диагностики результатов учебной деятельности весьма актуальны с точки зрения совершенствования учебно-воспитательного процесса.
   Требования, предъявляемые к географической подготовке учащихся, во многом определяются условиями обучения географии в школе и характеризуются двумя условиями: уровнями усвоения теории, к которым могут стремиться и достичь учащиеся, интересующиеся географией и необходимым условием, определяемым стандартом географического образования.
   В курсе географии существует определенное количество опорных знаний и умений, составляющих фундамент дальнейшего обучения выпускников школ. Стандарт среднего географического образования предполагает проверку достижения обязательного для всех учащихся уровня подготовки, составляющего основу дальнейшего обучения в СУЗе или ВУЗе.
   География -  уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Таким образом, география -  это учебный предмет, который особенно тесно связан с жизнью, современностью.
   К сожалению, современные школьники охладели к обучению в целом, и к географии в частности. Свои действия они нередко оценивают с позиции: «А мне это нужно?» и по этой причине многим, кому, по их мнению, не нужна география, она стала неинтересна.
   Результативность любого процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки знаний.
   Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты. Решение проблемы я вижу в применении индивидуальных тестовых заданий. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Я уже несколько лет работаю над усовершенствованием методики использования тестовых заданий для контроля за качеством знаний учащихся и убедилась в определенных их преимуществах:
  • если классические виды контроля как письменная работа или устный опрос предусматривает ответы лишь по некоторым выборочным вопросам программы, то тест позволяет проверить усвоение знаний по многим разделам и темам;
  • в процессе выполнения тестов важное место занимает такая мыслительная операция, как сравнение;
  • при применении тестов имеется возможность выявить поэлементный уровень усвоения учебного материала, проблемы, недостатки умений и навыков каждого из обучаемых;
  • построение теста из различных по сложности заданий позволяет дифференцировать испытуемых по уровню подготовленности;
  • результаты тестирования дают возможность учителю регулярно корректировать свою учебную деятельность;
  • тестовые задания обладают высоким обучающим потенциалом.
   Конечно, в своей работе я использую тестовые задания, имеющиеся в различных методических пособиях, но чаще всего разрабатываю их самостоятельно.
Но необходимо избежать отрицательных последствий тестов:
  • возможность угадывания правильного ответа. По итогам теста можно судить, прежде всего, о том не что знает учащийся, а что он не знает;
  • опасность автоматических ( ”слепых” ) ошибок возникает, если тестируемый не понял инструкцию или не внимательно прочитал задание;
  • сложность составления тестов - задания должны быть чётко сформулированы и многократно проверены и перепроверены;
  • отсутствие развития и проверки устной и письменной речи учащихся, – пожалуй, самый большой ”минус” при тестировании;
  • качество выполнения тестов напрямую зависит от навыков работы с тестами;
  • тесты не учитывают личностные особенности учащихся;
  • ”техническая” сложность в размножении материала.
   При составлении тестов ставлю перед собой следующие цели:
  • проверить знания теоретических положений по теме на репродуктивном уровне;
  • определить навыки и умения применять теории при выполнении простых, привычных для учеников заданий;
  • выявить возможность учащихся включать новые задания и умения в систему старых, привычных понятий;
  • выявить способность тестируемых использовать знания в нестандартных ситуациях.
   Применение тестового метода позволяет получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 минут проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной. Систематическая проверка знаний способствует прочному усвоению учебного материала, активизирует внимание, развивает способность к анализу.
       Чаще всего я использую тесты с выборочными ответами. Они дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления.
   Оптимальные тесты, содержащие 10-13 вопросов при 4 выборочных ответах, из которых правильный лишь один.
   Частое использование тестов с целью контроля на уроках увеличивает долю самостоятельной деятельности учащихся и значительно снижает распределение рабочего времени урока на такие формы ученической деятельности, которые способствуют развитию географической речи. Поэтому на рабочих уроках практикую сочетание фронтальной беседы, понятийных диктантов, работу в парах, индивидуальных глубоких ответов, обсуждение определенных вопросов и др.
   Не все необходимые характеристики усвоения знаний и умений можно получить средствами тестирования. Например, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими формами и методами проверки и контроля знаний учащихся. Но, несмотря на описанные выше сложности тестирования, положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе. На основе всего сказанного можно сделать выводы:
  • тестовая технология более современное и эффективное средство контроля, но это не исключает необходимость применения традиционных методов;
  • для формирования специфических навыков тестирования необходимо научить учащихся работать с тестами, т.к. эта форма работы актуальна в наши дни.

Прямая линия

Администрация муниципального образования "Город Майкоп"

Адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Краснооктябрьская, 21
тел.: 8(8772) 52-27-61,
факс: 8(8772) 52-63-19
e-mail: priemn@maikop.ru


Министерство образования и науки Республики Адыгея:

52-60-26 - Михайловская Марианна Муратовна, начальник отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА;
52-60-26 - Джаримова Марина Аслановна, консультант отдела надзора и контроля в сфере образования, лицензирования и аккредитации МОиН РА.
В Министерстве образования и науки Республики Адыгея действует телефон "горячей линии", которым могут воспользоваться обучающиеся и их родители (законные представители) для сообщений о нарушениях, обращений и получения консультации у специалистов Министерства образования. Телефон "горячей линии" 8(8772) 52-60-26.
Звонки принимаются с понедельника по пятницу с 9-00 до 18-00, перерыв с 13-00 до 14-00

Интернет-приемная официального сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея:
http://adygheya.ru/

Приём обращений на официальном сайте МВД по Республике Адыгея:
https://01.mvd.ru/

Интернет-приёмная на официальном сайте Прокуратуры Республики Адыгея:
http://www.adygproc.ru/

Приём обращений граждан на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея:
http://01.rospotrebnadzor.ru/

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылки на образовательные ресурсы







Авторизация

Счётчики

Яндекс.Метрика