Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для таких детей непосильными. Отсутствие у учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений должна быть пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- формирование предметных основных общеучебных умений;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Основой обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие (рекомендации):
- в основу положить программу по математике для общеобразовательных учреждений;
- провести корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
- включить блоки повторения изученного материала перед основными темами;
- предусмотреть увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
- пересмотреть требования к математической подготовке учащихся.
В курсах математики 5-8-х классов можно исключить темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы» (например, «Столбчатые диаграммы», «Масштаб», «Длина окружности», «Площадь круга», «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена»), некоторые темы давать в ознакомительной форме («Теорема Виета» в 8 кл). Не требовать с детей с ООП вывод формул, больше решать задач. Освободившиеся часы использовать на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.
При изучении курса геометрии классах все основные понятия желательно вводить на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения давать исключительно в ознакомительном плане и опираться на наглядные представления учащихся, исключать доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки, максимально использовать наглядные средства обучения, больше внимание уделять решению задач.
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии должно строиться на решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе использовать задачи на готовых чертежах (в брошюре «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» представлены задачи по основным темам геометрии за курс 7-9-го классов, на этих задачах хорошо отрабатывать, например, признаки равенства треугольников, теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др.)
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые можно проводить в начале урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Например:
- В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
- «Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто-нибудь не ошибется.
- Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.
Также на различных этапах урока необходимо включать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке необходимо проверять выполнение домашней работы (для этого можно использовать трехуровневые мини тесты, в которые включать задания, аналогичные домашним, или проводить проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями, обязательно проводить анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся).
При объяснении нового материала термин можно вводить не через определение понятия, а через образ (так при изучении темы «Ромб» учащимся раздать карточки с чертежом данного четырехугольника и квадрата, предложить учащимся внимательно рассмотреть их, измерить элементы и определить какими свойствами они обладают, исходя из свойств предложить вместе дать определение, что называется ромбом). При объяснении нового материала опираться на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы (например, «Графики», «Квадратные уравнения»), на использование наглядных опор-схем (например, «Решение задач с помощью уравнений»), плакатов с алгоритмами (например, «Построение угла равного данному»), схем-таблиц. Постоянно работать над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (можно вести тетради по теории). При изучении некоторых тем ученикам можно раздать карточки с вопросами по изучаемой теме, чтобы ученики нашли ответы в учебнике и отметили карандашом. По окончании проверить выполнение задания, если нужно, откорректировать. Затем учащимся дать ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультировать. На последующих уроках можно провести зачет по теории, дать ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверить и выставить оценки. Обязательно провести анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Как правило, они должны справиться с заданиями, и это придаст им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроках математики необходимо применять приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала проводить с использованием:
- Многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал.
- Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
- Карточки для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.
- Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.
Для обобщения и систематизации пройденного материала составлять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). Проводить уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.
Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной и внеучебной работы учащихся по предмету, применять деятельностный подход.
Необходимо тесно контактировать с родителями детей этой категории (консультации, конкретные рекомендации).
Рекомендации для родителя
Не понимает объяснительный текст учебника
- Научиться читать текст учебника, не пропуская непонятные слова, находить в тексте правила и определения
- Объяснить смысл курсивных и полужирных выделений в тексте учебника, читать вслух текст по абзацам и добиваться выразительного чтения. Через некоторое время просить находить в тексте правила.
- Вместе с ребенком выразительно читать текст по частям, родитель – более трудные фрагменты, ребенок – правила.
- Находить в пункте учебника и снова прочитывать и определения и правила.
Слабо развиты вычислительные навыки
- Выучить таблицу умножения
- Работа по карточкам, по цепочке, устно, на компьютере
- Нарисовать вместе с ребенком красочную таблицу умножения, повесить на стене и повторять многократно каждый день.
Не умеет решать простые уравнения
- Находить неизвестные компоненты
- Работа по образцу, составить опорную схему
- Работать с ребенком по опорной схеме
Не различает прямую, отрезок и луч
- Уметь объяснить отличие прямой от отрезка и луча.
- Работа по учебнику, красочно рисовать фигуры, находить их в окружающей обстановке.
- Вместе с ребенком сочинить сказку о геометрических фигурах.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.