Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».
 
Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для таких детей  непосильными. Отсутствие у учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений должна быть пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.
 
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
  • овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
  • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
  • формирование предметных основных общеучебных умений;
  • создание условий для социальной адаптации учащихся.
Основой  обучения детей с ОВЗ является изучение особенностей личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на уроке, выявление пробелов в знаниях учащихся и помощь в их ликвидации, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.
Особенности программы следующие (рекомендации):
  • в основу положить программу по математике для общеобразовательных учреждений;
  • провести корректировку содержания программы в соответствии с целями обучения для детей с ОВЗ;
  • включить блоки повторения изученного материала перед основными темами;
  • предусмотреть увеличение времени на итоговое повторение содержания курса;
  • пересмотреть требования к математической подготовке учащихся.
В курсах математики 5-8-х классов можно исключить темы, которые даются в плане ознакомления для детей «нормы» (например, «Столбчатые диаграммы», «Масштаб», «Длина окружности», «Площадь круга», «Решение квадратного уравнения выделением квадрата двучлена»), некоторые темы давать в ознакомительной форме («Теорема Виета» в 8 кл). Не требовать с детей с ООП вывод формул, больше решать задач. Освободившиеся часы использовать на повторение и изучение тех тем, которые вызывают затруднения у учащихся этой категории.
При изучении курса геометрии классах все основные понятия желательно вводить на наглядной основе в процессе практических измерений, через решение задач. Все теоретические положения давать исключительно в ознакомительном плане и опираться на наглядные представления учащихся, исключать доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки, максимально использовать наглядные средства обучения, больше внимание уделять решению задач.
В целях развития правильных геометрических представлений и логического мышления, обучение учащихся геометрии должно строиться на решении задач при постоянном обращении к наглядности – рисункам и чертежам. В своей работе использовать задачи на готовых чертежах (в брошюре «Упражнения по планиметрии на готовых чертежах» представлены задачи по основным темам геометрии за курс 7-9-го классов, на этих задачах хорошо отрабатывать, например, признаки равенства треугольников, теорему Пифагора, свойства четырехугольников, и др.)
 
Положительную роль в развитии внимания и памяти играют ежедневные упражнения, рекомендуемые психологами, которые можно проводить в начале  урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока. Например:
  1. В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.
  2. «Скрутить клубок слов». Выбираем слова на определенную тему. Первый ученик называет слово, второй- слово первого ученика и придумывает свое, третий – слова первого и второго учеников и свое и т. д. пока кто-нибудь не ошибется.
  3. Запоминание в течении нескольких секунд рисунка, изображенного на доске с последующим воспроизведением его в тетрадях. Это упражнение способствует развитию зрительного внимания и памяти.
Также на различных этапах урока необходимо включать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения.
Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Каждый ученик должен овладеть основным учебным материалом на уровне, не ниже уровня обязательных требований программы, и продемонстрировать свои знания в ходе проверочной работы. На каждом уроке необходимо проверять выполнение домашней работы (для этого можно использовать трехуровневые мини тесты, в которые включать задания, аналогичные домашним, или проводить проверочную самостоятельную работу с такими же заданиями, обязательно проводить анализ выполненных работ, индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся).
При объяснении нового материала термин можно вводить не через определение понятия, а через образ (так при изучении темы «Ромб» учащимся раздать карточки с чертежом данного четырехугольника и квадрата, предложить учащимся внимательно рассмотреть их, измерить элементы и определить какими свойствами они обладают, исходя из свойств предложить вместе дать определение, что называется ромбом). При объяснении нового материала опираться на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы (например, «Графики», «Квадратные уравнения»), на использование наглядных опор-схем (например, «Решение задач с помощью уравнений»), плакатов с алгоритмами (например, «Построение угла равного данному»), схем-таблиц. Постоянно работать над развитием математической речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой (можно вести тетради по теории). При изучении некоторых тем ученикам можно раздать карточки с вопросами по изучаемой теме, чтобы ученики нашли ответы в учебнике и отметили карандашом. По окончании проверить выполнение задания, если нужно, откорректировать. Затем учащимся дать ключевые задания. Сильные ученики решают самостоятельно, а учеников с ОВЗ консультировать. На последующих уроках можно провести зачет по теории, дать ученикам задания трех уровней: А, В, С. Выполнение заданий проверить и выставить оценки. Обязательно провести анализ работ, индивидуальные консультации. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Как правило, они должны справиться с заданиями, и это придаст им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
На уроках математики необходимо применять приемы, позволяющие развивать внимание, память, мышление школьников. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок. Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток, выполнение творческих заданий. Решение логических задач позволяет развивать логическое мышление.
Закрепление учебного материала проводить с использованием:
  1. Многовариативного дидактического материала для работы с различными по подготовке учащимися, позволяющего многократно повторить изученный материал.
  2. Таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса, позволяющих обучать детей этапам решения, четкой работе по инструкции, формировать навыки самоконтроля. Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия.
  3. Карточки для организации устной работы учащихся, которые позволяют отрабатывать умения в применении, например, формул сокращенного умножения, свойств степени и др.
  4. Разноуровневый раздаточный материал для организации индивидуальной работы на уроке, индивидуальных и консультационных занятиях.
Для обобщения и систематизации пройденного материала составлять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся (зашифрованные пословицы, письма; кроссворды, ребусы, логические задачи). Проводить уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.
Следует помнить, что психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной и внеучебной работы учащихся по предмету, применять деятельностный подход.
Необходимо тесно контактировать с родителями детей этой категории (консультации,  конкретные рекомендации).
 
Рекомендации для родителя
 
Не понимает объяснительный текст учебника
- Научиться читать текст учебника, не пропуская непонятные слова, находить в тексте правила и определения
- Объяснить смысл курсивных и полужирных выделений в тексте учебника, читать вслух текст по абзацам и добиваться выразительного чтения. Через некоторое время просить находить в тексте правила.
- Вместе с ребенком выразительно читать текст по частям, родитель – более трудные фрагменты, ребенок – правила.
- Находить в пункте учебника и снова прочитывать и определения и правила.
 
Слабо развиты вычислительные навыки
- Выучить таблицу умножения
- Работа по карточкам, по цепочке, устно, на компьютере
- Нарисовать вместе с ребенком красочную таблицу умножения, повесить на стене и повторять многократно каждый день.
 
Не умеет решать простые уравнения
- Находить неизвестные компоненты
- Работа по образцу, составить опорную схему
- Работать с ребенком по опорной схеме
 
Не различает прямую, отрезок и луч
- Уметь объяснить отличие прямой от отрезка и луча.
- Работа по учебнику, красочно рисовать фигуры, находить их в окружающей обстановке.
- Вместе с ребенком сочинить сказку о геометрических фигурах.
 
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.
 
 
 
Вложения:
Скачать этот файл (Обучение детей с ОВЗ.doc)Обучение детей с ОВЗ.doc[ ]49 kB