Тема собрания: Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
Цели собрания:
Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Форма проведения собрания: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое конфликт?
- Умение разрешать проблемы и конфликты.
- Конфликты «трудного» возраста.
- Тактика поведения в конфликте,
Подготовительная работа к собранию
- Анкетирование учащихся и родителей.
- Подготовка ситуаций для анализа.
- Подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления.
- Проведение классного часа на тему «Поговорим о конфликтах».
- Написание учащимися сочинения «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!»
- Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме:
“Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения”
Цели собрания:
- Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.
- Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё.
- Предоставить родителям возможность с помощью теста дополнить представление о себе как о родителе.
Данное родительское собрание связано в первую очередь с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, подвержены сомнениям, раздираемы внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.
Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рассыпаются как карточный домик, и наступает “эра конфликтов”.
Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав.
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.
Ульям Линкольн
От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов.
Сенека
У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного.
Идея Паркинсона
- – Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению. Это — умение:
Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
- Анализ анкетирования учащихся и родителей.
Продолжите предложения:
1, Конфликт — это
- Причиной конфликта может быть
- Конфликт может привести к тому, что
- Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть
- Для того, чтобы избежать конфликт, нужно
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
- Ты — конфликтный человек?
- Ле3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
- Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
- С кем ты чаще всего конфликтуешь?
- Что может стать поводом к конфликтной. ситуации?
- Кто первым пытается разрешить конфликт — ты или другая сторона?
- Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
- Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал, или после того, как конфликт уладился, все остается в ваших взаимоотношениях по-прежнему?
- Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
- Ты хотел бы принять участие в тренинге эффективного взаимодействия с людьми?
III. Проведение теста “Роль родителя”
- Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.
- Я задаю вопрос, а вы проставляете на карточках баллы сразу, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.
- Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):
- Итак, внимание, вопросы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
- Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?
- Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
- Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?
- Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
- Поставить себя на место ребёнка?
- Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?
- Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
- Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
- Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
- Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?
12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?
13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?
- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста. Результат вы можете прочитать на обороте карточки.
Если вы набрали:
30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
- Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе.
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
- Кризис переходного возраста;
- Стремление к самостоятельности и самоопределению;
- Требование большей автономии во всем — от одежды до помещения;
- Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
- Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
- Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
- Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
- Борьба за собственную власть и авторитетность;
- Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
- Неподтверждение родительских ожиданий.
Методы выхода из конфликта.
Для выхода из конфликтной ситуации можно:
- Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других;
- Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
- Поставить себя на место другого человека;
- Осознать право на существование иной точки зрения;
- Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить;
- Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
Полезная информация
Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «я» — это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
- Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2, Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
- Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
- Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
- Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
- помочь подростку найти компромисс души и тела;
- все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков;
- подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу;
- необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!
- Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.